Учебная тетрадь по теме «Четырехугольник» как средство реализации решения учебной проблемы, страница 11

1.2.3 Анализ тестовой формы международной ассоциации PISA

Экспериментальные материалы тетради PISA предназначены для оценки качества системы образования. Выполненные задания, т.е. заполненная тетрадь, отсылается в московский институт общего среднего образования, где проходит обработку. Результатом оценки данных материалов является сравнительный анализ национальной системы образования. Высокий статус структур, организовавших данную тетрадь, позволяет судить о необходимом уровне знаний (которые могут быть проверены), о форме и способе выполнения предлагаемых заданий.

В тетради содержатся различные задания на чтение и понимание текста, а так же на решение повседневных проблем.

Авторами акцентируется внимание на том, что начинать выполнять задания можно только с разрешения преподавателя. Фиксация времени выбрана как еще один показатель оценки.

В тетради используется несколько типов заданий:

- тестовые:  к «вопросам дается четыре или более вариантов ответа, обозначенных буквами»[14, c.3]; 

- необходимо дать ответы на несколько вопросов, в каждой строке предложенной таблицы требуется обвести один из ответов;

- «требуется записать краткий ответ на специально отведенном месте в тетради, …это могут быть вычисления, письменный текст либо рисунки» [14, c.5];

- «требуется в соответствии с содержанием задания записать полное решение, обоснование или объяснение данного ответа … в свободной форме» [14, с.5].

Информация о специфичности выполнения каждого из типов заданий предоставляется ученику в виде инструкции  в начале работы с тетрадью.

Каждое из предлагающихся заданий четко структурировано и скомпоновано. Большинство заданий представляют собой цепочку задач, поставленных к одному условию. Одни из таких цепочек необходимо выполнять последовательно, т.к. только при помощи решения предыдущего задания можно решить следующее. Так,  в одной из задач дан рисунок периодической последовательности вспышек света маяка, состоящей из одинаковых повторяющихся циклов. В первом и втором заданиях дети выясняют величину периода последовательности вспышек света и сколько секунд светит маяк в течении 1 минуты. Эти данные позволяют изобразить возможную последовательность вспышек маяка,  который светит иное количество секунд и с другим периодом (третье задание) [14, с.10].

 В другой же цепочке решить более сложное задание можно сразу, без промежуточных первых заданий, но ученикам не сообщается, каким образом это повлияет на оценку результата. Так, в условии задачи  «Чемпионат по теннису» сказано, что участвуют 128 игроков, которые в первом круге проводят 64 игры. 64 победителя играют во втором круге, а проигравшие удаляются. Победители во втором играют в третьем и т.д. В первом задании предлагается выяснить, каким по порядку является так называемый «круг из 16-ти», в котором участвуют 16 игроков? Во втором - сколько всего кругов в чемпионате? В третьем, используя предыдущие задания можно, с легкостью ответить на вопрос: сколько всего игр проводилось [14, с.36].

Третий способ организации цепочки представляет собой совершенно не связанные друг с другом вопросы, поставленные к одному и тому же сюжету. В условии задачи «Поездка на машине»  описывается, каким образом девочка Марина ехала на своей машине, - предлагается график зависимости времени  и скорости движения. По графику требуется определить наибольшую скорость, время  нажатия тормоза из-за переходившей дорогу кошки и проделать анализ расстояния на основе предложенного графика [14, с.24].

Использование интересных фактов и сюжетов привлекают немалый интерес. Приведенные таблицы и рисунки говорят о серьезности и «взрослости» выполняемых заданий, что очень важно, как отмечает Поливанова К.Н., для детей в подростковом периоде [12].

В силу того, что PISA - оценочная тетрадь, в ней отсутствует деление заданий на более или менее значимые. Не учитывается визуальная привлекательность и яркость предложенного материала (черно-белая печать).