Учебная тетрадь по теме «Четырехугольник» как средство реализации решения учебной проблемы, страница 6

В теме «Четырехугольник» авторы ставят проблему соотношения компонентов четырехугольника, являющейся конкретизацией проблемы соотношения компонентов геометрической фигуры. Материал выстроен по  принципу восхождения от абстрактного к конкретному, который выражается в переходе от общего к особым случаям.

Данная глава состоит из четырех параграфов: «общие сведения о четырехугольнике», «трапеция», «прямоугольник» и «ромб».

Изучение четырехугольников авторы предлагают начать с обсуждения, чем четырехугольники отличаются от других многоугольников, в частности, чем четырехугольники отличаются от треугольников (соответственно сначала  изучаются геометрические объекты ломаная и многоугольник). Определение четырехугольника не приводится, а предлагается рассмотреть «конкретный n-угольник - четырехугольник»[1, с.13].

В главе рассматриваются в основном классические четырехугольники: трапеция, параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат. Все определения встречающиеся в данной главе родовидовые. Трапеция в данном курсе геометрии понимается как «простой четырехугольник, у которого две противолежащие стороны параллельны». «Параллелограммом называется четырехугольник, у которого противолежащие стороны попарно параллельны».  «Прямоугольником называется четырехугольник, у которого все углы прямые». «Ромбом называется четырехугольник, у которого все стороны равны». «Квадратом называется ромб, у которого все углы прямые». Неклассические четырехугольники рассматриваются здесь главным образом для того, чтобы показать, что не у всех четырехугольников компоненты связаны определенным соотношением друг с другом.

Особенностью данного материала следует отметить то, что в учебнике параллелограмм вводится как один из видов равнобокой трапеции. Определение параллелограмма является нововведением данного курса. В других учебниках трапеция и параллелограмм – разные фигуры. Квадрат в данном курсе появляется как частный случай ромба.

Использован следующий методический прием изложения материала: сначала выполняется некоторое построение или предлагается готовый рисунок, проводится наблюдение и формулируется утверждение, затем ставится вопрос об истинности этого утверждения, а доказательство иногда приводится сразу, а чаще откладывается для того, чтобы учащиеся могли обсудить этот вопрос сами [12].

Система вопросов и задач данного курса в настоящий момент находится на стадии разработки.  Следует отметить еще одну особенность, что сам учебник содержит ряд вопросов, предназначенных для общеклассной дискуссии, которые помогают ученикам в учении и не несут контролирующей функции, хотя могут быть использованы для контроля понимания.  Вопросы, предлагаемые для дискуссии, имеют разные, но, тем не менее, одинаково правильные ответы. Они сталкивают различные точки зрения, различные понимания одного и того же.

§ 1.2 Анализ формы дополнительных учебных средств

Анализ предметного материала по теме «Четырехугольник» показал существенные отличия трех разных курсов геометрии. В условиях современной ситуации образования для поддержания и организации полноценного учебного процесса стали создаваться дополнительные  учебные средства. В данном параграфе мы представляем анализ трех различных видов тетрадей, решающих различные задачи в учебном процессе.

При анализе мы будем выделять следующие моменты:

1. Типы заданий и принцип их построения (относительно вида деятельности: исследования, формирование ЗУНов, отработка, закрепление, анализ, контроль и др. );

2. На усвоение каких знаний направлена;

3. Форма работы;

4. Оформление и связанная с ним логическая завершенность материала.

1.2.1 Анализ учебного средства  «Рабочая тетрадь»

В силу того, что современное содержание образования претерпело большие изменения  и сильно усложнилось, традиционной школе потребовались новые средства обучения. Для более быстрого проведения процедуры отработки знаний, а в дальнейшем и более широкого спектра образовательных целей была предложена рабочая тетрадь. На появление рабочих тетрадей также  большую роль  сыграло внедрение в школу тестовых аттестаций и высокое требование на скорость выполнения заданий. Рабочая тетрадь позволила ученикам избегать  изнурительной процедуры переписывания упражнений из учебника в тетрадь. Стало возможно, открыв специальную тетрадь, прочитать задание, вписать пропущенные действия или вычисления и сюда же записать ответ, избегая лишней траты времени [4]. Основной функцией рабочей тетради является упрощение и сокращение время  работы в классе и выполнения домашнего задания.