Учебная тетрадь по теме «Четырехугольник» как средство реализации решения учебной проблемы, страница 10

Рассмотрим творческую тетрадь под редакцией Знаменской О.В., Юшковой Е.В [20]. 

Охарактеризуем принцип  построения тетради. Сначала происходит работа со словесной формулировкой в процессе вывода гипотез (многочисленными способами формулируются утверждения о делимости чисел на 11). Ребенком обнаруживается необходимость в их обосновании. На следующем этапе вводятся общепринятые термины для описания процесса исследования и далее выводится признак, при этом уже используется введенная терминология. Последний этап исследования представлен введением идеи доказательства и обобщением выведенного знания.

Вводная часть тетради  при помощи ряда задач привлекает внимание ребенка к проблеме и ставит основную задачу, которую он будет решать в процессе работы с тетрадью.

Исследовательская часть представлена заданиями, при выполнении которых ребенок проходит все этапы исследования:

- наблюдение;

-  выделение свойств объекта;

- выдвижение гипотез и проверка их правдоподобности;

- фиксация результатов в виде теорем.

Важную роль в тетради играют ловушки, опровергающие или показывающие недостаточность эмпирического поиска решения задачи. Они создают интригу движения в материале, приводят к пониманию того, что утверждения нуждаются в обосновании и доказательстве. Ребенку предлагается на интуитивном уровне ответить на вопрос и дать ответ «Да» или «Нет». В зависимости от того, какой ответ он дает, ему предлагается следующее задание. Неправильный ответ влечет за собой задание, в котором он осознает свою ошибку. Правильный ответ позволяет двигаться дальше.

Творческая тетрадь содержит два типа текста:

            - текст описывающий образ действий;

            - текст описывающий идею доказательства.

Первый тип можно рассмотреть на примере верности догадки (только что сформулированной ребенком) о делимости трехзначного числа на 11 для всех трехзначных чисел. Если он считает, что догадка не верна, то ставит галочку возле ответа «НЕТ» и тогда ему предлагается перевернуть страницу и продолжать исследование. Если ученик отвечает «ДА», то ему предлагается определить двумя способами, с помощью сформулированной догадки и с помощью деления, делимость на 11 одних и тех же чисел[20, c.5].

 Второй тип текста можно наблюдать в предлагающемся доказательстве гипотезы о делимости на 11  любых двузначных и трехзначных чисел [20, c.12].

Оформление тетради привлекает к себе интерес как со стороны ребенка, так  и со стороны взрослого, что позволяет удерживать интерес к материалу при работе с ней.

Задания в творческой тетради оформлены в виде  вопросов или особым образом оформленного материала (например: красочных схем), провоцирующих ребенка на вопрос. Также введены тексты с «пробелами», в которых задается образец оформления утверждений. Например: «Если _______  , то число M 11» [20, c.26].

«Для усиления свободы оперирования с тетрадью, материал скомпанован таким образом, чтобы содержание каждой страницы было логически завершенным, … подводящим итог, какого – либо из этапов исследования»[19, с.26].

Все ключевые места в тетради выделены в рамочку и отмечены восклицательным знаком, который обозначает, что на это необходимо обратить внимание. Также специальным образом выделены задания, которые ребенок может захотеть выполнить самостоятельно.

Авторы выделяют две формы работы с творческой тетрадью: индивидуальную и групповую. В первой учитель предлагает ребенку самостоятельно заполнить  тетрадь, после чего встретиться на консультации, осуществляемой в форме свободной беседы с учеником. Во  второй дети могут объединяться в группы по 2-4 человека. Работу можно организовать как в одной группе, так и между несколькими группами, но под контролем учителя.

По окончании работы с творческой тетрадью авторы предлагают организовать защиту, презентацию полученных детьми результатов, а именно, что они смогли сделать, чего нет, какие дополнительные задачи они решали в процессе работы. Защита проводится в форме образовательного праздника.