Учебная тетрадь по теме «Четырехугольник» как средство реализации решения учебной проблемы, страница 8

Например: «Решите неравенство:  ½p + 7,1½< 5.

Решение. Геометрическое истолкование выражения ½х - а½ - это ______ на числовой прямой между точками х и а.

½p + 7,1½- это тоже самое, что ½p – ( ___ )½. Точка р, расстояние которой от точки -7,1 равно _____, может находиться как правее -7,1, так и ____ числа -7,1. правее на расстоянии 5 находится число  _____, левее на расстоянии 5 находится число  _____. Отметьте решение неравенства на числовой прямой:

                                5                         5

                                           -7,1                                                   р

Ответ. Неравенству ½p + 7,1½<5 удовлетворяет любое число от___ до __, т.е. любое число, принадлежащее промежутку ________»[3, c.7].

Однотипность предлагаемых заданий может негативно  повлиять на поддержание и развитие интереса к данному предмету. Это может стать серьезной проблемой «организации собственной работы учащихся». Самостоятельное обучение возможно и при обучении  по учебнику, если есть заинтересованность.

Закрепление, проводимое в конце каждой главы, никак особо не выделено и не отличается от основного содержания, что не позволяет детям обратить должного внимания на значимость конкретного знания для всего процесса обучения.

Материал не скомпонован (т.е. содержание каждой страницы не имеет логической завершенности) и не рассчитан на разбиение по урокам.

Тетради Кукарцевой Г. и Воловича М.В. предназначены для индивидуальной работы в рамках классно-урочной системы образования (первая в большей, вторая в меньшей степени).

Предположим, у нас есть возможность усовершенствовать данные тетради. В наших силах разделить и выделить задания по степени сложности и значимости, добавить или заменить имеющиеся задания на задания другого типа. Но на содержание и специфику данной тетради это не окажет никакого влияния, иначе мы получим нечто иное, нежели рабочую тетрадь.

Нами был произведен опрос ряда учителей, работающих по рабочим тетрадям. Для проведения интервью авторами  были предложены следующие вопросы:

1.  Для чего вы используете рабочие тетради?

2.  Почему, вы считаете, не достаточно простых тетрадок?

3.  Что нового и полезного в рабочих тетрадях?

4.  Сейчас вы сможете обходиться без них?

Протоколы опросов предлагаются в приложении №1. Основным моментом, который выделяют учителя, является облегчение работы (и своей и учеников), а также увеличение скорости. Освобождают от траты времени при подготовке к уроку. Дают возможность лишний раз закрепить то или иное знание. Одним словом, данные тетради принципиально не меняют характер учения. Учителя выделяют только количественные характеристики и не выделяют каких-либо качественных функций.  Применяют тетради учителя не только в целях отработки ЗУНов, но и в качестве контролирующего средства. Данный факт мог бы рассматриваться как новая качественно - деятельностная характеристика  тетради, но, т.к. ее функции совершенно иные, мы приходим к мысли о том, что учителя просто не осведомлены в вопросе применения рабочих тетрадей. Так, одна из опрошенных учителей отказалась от использования данного средства по причине того, что существующие тетради предлагаются только в одном варианте, в этом смысле их использование в качестве контрольных и самостоятельных работ не рационально. Использовать рабочие тетради для улучшения выполнения домашних работ она так же не видит смысла. Для выявления причин, по которым учителя применяют тетради как контролирующее средство, было предложено ответить  еще на два вопроса:

1. Откуда вы узнали про рабочие тетради?

2. Учились ли использовать рабочие тетради?