Учебная тетрадь по теме «Четырехугольник» как средство реализации решения учебной проблемы, страница 31

- влияет ли равенство двух (соседних или противоположных), а так же трех углов, на какие-то соотношения его других элементов;

- влияет ли наличие и количество прямых углов на соотношения  (параллельности или равенства) элементов четырехугольника; какие свойства и признаки следуют из условия, что все углы четырехугольника прямые;

- какие свойства и признаки (отношения между элементами) следуют из условия параллельности двух сторон четырехугольника; какие свойства и признаки следуют из условия попарной параллельности противолежащих сторон четырехугольника.

Исследование каждого из соотношений начинается с исследовательского вопроса.

Разработанная учебная тетрадь может оказать поддержку учителю. Использование учебной тетради поможет в обучении и организации учения, т.к. в ней предоставляется готовая логика исследования.

Отличительной чертой учебной тетради по теме «Четырехугольник» является своеобразность разворачивания учебного содержания. Данная особенность описывается в материалах к объяснительной записке.

• Составлены материалы к объяснительной записке.

Были представлены и развиты три предметно – деятельностных линии: линия определений, линия утверждений и линия доказательств. Каждая из этих линий преобразуется и развивается по ходу изложения материала. Мы выделяем горизонтальное и вертикальное направления развития. Горизонтальное развитие линии подразумевает усложнение в рамках одного уровня. Усложнение может проходить в несколько этапов, и связано с изменением каких-либо количественных характеристик.

Вертикальное развитие линии предполагает переход с одного уровня, организующего работу ученика по усвоению какого либо типа предметного материала, на другой. Данный переход характеризуется качественными изменениями характера усвоения.

На основе особым образом поставленных вопросов, данные линии позволяют сформировать навыки построения доказательств, способы построения определений и утверждений, а так же умение формулировать что-либо по образцу.

Апробация данной разработки планируется в  2004-2005 учебном году  в университетской гимназии №1 «Универс» г. Красноярска Гец А.А.

Список литературы

1.      Аронов А.М., Скрипка А. М. Геометрия – 8. Пробный учебник для классов РО. – Красноярск, 2002. 23с.

2.      Аронов А.М., Тимкова Т.В., Шумская Е.А. Геометрия - 7. (Пробный вариант учебника для классов РО). - Красноярск, 2001. 43 с.

3.      Атанасян Л.С. Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001. 335с. 

4.      Волович В.А. Рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: Наука, 2000. 92с.

5.      Кукарцева Г. Шаг за шагом. Математика. Рабочие тетради. Величины и натуральные числа. – М.: Открытый мир, 1995. 127с.

6.      Математика. Большой энциклопедический словарь./ Гл. ред. Ю.В. Прохоров. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2000. 848 с.

7.      Миндюк М.Б., Рудницкая В.Н. Математика. Рабочая тетрадь для 6 класса. Часть 1. -М.: Генжер, 2001.

8.      Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. –М.: Азбуковик, 1997.

9.      Погорелов А.В. Геометрия. / Учебник для 7-11 классов средней школы. – М: Просвещение, 1990. 384 с.

10.    Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996, №1.

11.    Скрипка А.М. О методе учебно-предметных проблем. // Сборник материалов краевой научной конференции студентов и молодых ученых. – Красноярск, 2003. 110с. С. 22-27.

12.    Скрипка А.М. Пробное учебное пособие по темам «Ломаная», «Четырехугольник», «Площадь» для восьмого класса.// Дипломная работа. – Красноярск, 2002. 72с.

13.    Скрипка А.М. Формат описания учебно-предметных проблем в методическом и учебном пособии. // Сборник материалов краевой научной конференции студентов и молодых ученых. – Красноярск, 2003. 110с. С. 27-30.