Учебная тетрадь по теме «Четырехугольник» как средство реализации решения учебной проблемы, страница 26

Второй параграф посвящен рассмотрению особых четырехугольников. Нами была выбрана традиционная последовательность расположения данного материала.

Опишем ход материала предложенного в учебной тетради.   

Сначала ученик вспоминает уже изученный материал, придумывает новую форму многоугольника (которая будет представлять собой композицию из нескольких стандартных форм). Это задает переход к четырехугольникам, т.е.  рассмотрению n-угольников, в которых n=4. Для данного материала отведен один лист.

После наблюдения, основанного на предлагающихся ребенку рисунках, происходит открытие факта, что любая замкнутая четырехзвенная ломаная есть либо простой четырехугольник, либо обобщенный (число сторон в нем равно числу вершин и равно числу углов). Это занимает один абзац в учебной тетради. Тем ученикам, которые проявят интерес к этому факту в  «задании для любознательных» предлагается доказать его.

Выделив элементы и отношения между элементами четырехугольника при помощи наводящих вопросов, ученик проводит исследование соотношений элементов четырехугольника (это занимает девять листов). Ему предлагается изобразить несколько четырехугольников разной формы с какими - либо ограничениями на его элементы (мы предлагаем десять вариантов ограничений), происходит работа с отношениями равенства, параллельности и перпендикулярности. Ученик сам убеждается в факте, что лишь особые случаи форм четырехугольников приводят к соотношениям и в дальнейшем  к «интересным» фактам.

 Дальнейший материал занимает одиннадцать листов и предполагает конкретизацию, т.е. изучение особых четырехугольников. Он строится на работе с определениями, утверждениями, суждениями, доказательствами, проведении исследования.

В данном учебном пособии можно заметить небольшое количество рисунков. Этот шаг был предпринят с целью  предложения ученикам самостоятельных действий. Именно такая форма задания фигуры будет ими лучше увидена, прочувствована и осознана. Вариантов изображения учеником однообразных рисунков, по нашему мнению возникнуть не должно, т.к. предполагается, что обучение по данным тетрадям ведется второй год и у учеников уже сформировано представление о «разных фигурах».

В отличие от других разделов учебного курса выстроенного методом учебно-предметных проблем в главе “Четырехугольник” нет ни каких особых и “интересных” определений и доказательств, утверждения являются очевидными фактами. Перед нами встала проблема учебного содержания. И, т.к. выстроить его на “интересности” материала не удастся, было решено развивать концепцию содержания. 

Нами были выделены три основных предметно-деятельностных линии: линия определений, линия утверждений и линия доказательств. Далее будет описан характер  их изменения и преобразования. Остальные линии будут просто выделены и охарактеризованы.

Так линия исследования в учебной тетради не является ключевой. Если в 6-7 классах ученикам необходимо предоставлять такую возможность, т.к. они должны попробовать различные виды деятельности, то в 8 классе они уже определились с направлением углубленного изучения. В проведении углубленного предметного исследования всеми школьниками на данном этапе нет необходимости.

Суждение в рамках данной тетради понимается как следствие одного утверждения из другого.  Важно понимание ребенком того, что не всегда верно следствие «необходимо и достаточно» (т.е. «)  и необходимо правильное «чтение» таких следствий. По отношению к изучаемому материалу должны привести к осознанию непереносимость свойств одних форм четырехугольников на другие.

3.2.2 Предметно–деятельностная линия определений

Работа с определениями строится в основном на сравнительном анализе. Ученику по рисунку требуется дать определение какой - либо из форм четырехугольников, а затем сравнить с культурным определением, выделить отличия или сходство.  Учебник как система проблем,  как и все остальные, рассмотренные нами, приводя какое-либо определение сразу задает соотношение. Учебная же тетрадь задает работу с определениями.