Учебная тетрадь по теме «Четырехугольник» как средство реализации решения учебной проблемы, страница 7

Возникает версия: в условиях уменьшения организующей и руководящей роли учителя, т.е. снижения требовательности, общей разболтанности, рабочая тетрадь признана поддерживать учебный процесс и взять на себя ряд функций учебной жизни. В настоящее время наблюдается снижение способностей к учебе и отказ детей от выполнения домашних заданий. Рабочая тетрадь появилась для упрощения выполнения домашней работы.

Далее мы попытаемся показать, что данную версию можно сформулировать как гипотезу. Это означает, что позднее оно  сможет выступать как самостоятельный объект исследования. Для этого проанализируем нескольких рабочих тетрадей и проведем интервью с рядом учителей применяющих данные тетради в своей практике, для выявления их видения функций рабочих тетрадей.

На сегодняшний момент существует много видов рабочих тетрадей. Они различны не только по внешнему виду, но и по содержанию [4], [5], [7].

Рассмотрим рабочую тетрадь под авторством Г.Кукарцевой для 5-го класса [5]. На наш взгляд, она менее всего подходит под те функции, которые изначально приписывались данным тетрадям.  

Можно выделить задания двух типов: вспомогательные, рассчитанные на отработку нового знания и его закрепление  (в тексте они обозначены зеленым цветом) и главные, результаты которых необходимо уяснить и запомнить (они обозначены красным цветом). Важные моменты урока, а иногда и всей  темы,  выделяются и закрепляются в конце каждого занятия в разделе «Главное», таким образом, чтобы ученик сам его воспроизвел. Например: «Для измерения площади употребляются единицы, которые называются ……….» [5, с.15]. Так, тема «Измерение площади» рассчитана на два урока, а главным выделен только один факт. Каждая тема расположена на развороте листа (нет необходимости их перелистывать) и имеет завершенность.

Сделана  попытка зафиксировать ход рассуждений при решении детьми тех или иных заданий, но довольно поверхностно. Так называемые «рассуждения» очень сильно походят на пояснения, которые они делали в простых тетрадках в клеточку, т.к. сначала они решают поставленную задачу, а затем описывают свои действия. В большинстве же случаев предоставляется место, иногда даже очень много, для «Вычисления», достаточным условием заполнения которого будут арифметические действия.

Спектр заданий довольно широк. Одни нацелены на формирование у детей грамотной математической  речи (где необходимо продолжить фразу), другие - на способность проделывать действия в уме (где сразу нужно записать ответ). Есть и такие, которые проверяют усвоение способа или алгоритма (где отводится место для решения и рассуждения).

Особенностью этой рабочей тетради можно выделить то, что в некоторых темах нет формулировки определений, и на основе выполненных на уроке заданий детям предлагается дать определение объекта, с которым они работали на уроке.

Следует указать на наличие в этой тетради ловушек - заданий, как  отмечает сам автор, не имеющих решение.  В тексте они ни как не выделены.

 Другой особенностью  данной рабочей тетради являются  приводимые в ней исторические сведения в виде интересных фактов, к которым даются задания на уяснение. Располагаются они в конце каждого раздела. Например, в заключении изучения главы «Величины» детям предлагается прочитать одну из глав книги польского автора Станислава Коваля «От развлечения к знаниям», под названием «Корец, локоть и фут». Далее им дается задание «Составить пять простых вопросов к прочитанному тексту», ответить на свои же вопросы и заполнить таблицу,  вписав в нее новые исторические сведения о величине и единицах измерения этой величины [5, c.46].

Оформление довольно красочно. Используются только спокойные, не раздражающие и благоприятно действующие на восприятие тона (зеленый, желтый и, для привлечения внимания, красный). 

Рассмотрим рабочую тетрадь под авторством М.В.Воловича для 9-го класса [4].

Тетрадь написана на научном математическом языке, но с пропущенными  ключевыми репликами и словами. Автор отмечает, что «…данное пособие предназначено  для организации собственной работы учащихся с новым материалом… В распоряжение ученика предоставлены материалы, в которых дано не только задание, но и его решение. При этом в тексте пропущены ключевые слова, правильно вписать которые можно лишь в том случае, если материал действительно понят. Смысл таких заданий в обеспечении осознания им связи решения с изучаемой теорией» [4, c.3].  Автор тем самым пытается добиться обучения четкой, доказательной, грамотной математической речи. Но такая постановка и форма всех заданий ограничивает действия ученика, не дает места для самостоятельного и индивидуального построения решения. Ход рассуждения уже выстроен, необходимо вставить ключевые слова.