Исследование психологических особенностей межличностного взаимодействия и воздействия в системе «Акушер – роженица» в течение родовой деятельности, страница 3

В  зависимости  от  специфики  решаемых  практических  задач  нами  применялись  такие  методы  и  методики  исследования,  как:

·  Методика  «Направленность  личности  в  общении» (НЛО-А)  С.Л. Братченко,  1987,  которая  позволяет  исследовать  стратегическую  личностно-смысловую  установку  и  ценностные  ориентации  личности  в  сфере  межличностного  общения.

·  Проективная  методика  Hand-тест  Э. Вагнера,  1962/1995.  позволившая  выявить  личностные  поведенческие  тенденции  врачей-акушеров  в  межличностном  взаимодействии.

·  Опросник  поведения  и  переживания,  связанного  с  работой  (AVEM)  Т.И. Рогинской,  2002. 

Учитывая  влияние  симптомов  профессиональной  дезадаптации  на  профессиональную  деятельность  врача  и  тем  самым  на  пациента  (негативное  отношение  к  ним,  отсутствие  психологического  подхода,  раздражительность,  нетерпимость,  неквалифицированные  высказывания  и  пр.),  нам  представляется  целесообразным  принимать  во  внимание  уровень  профессиональной  адаптации  на  момент  исследования,  как  фактор,  определяющий  стиль  используемого  врачом  лечебного  взаимодействия,  что  и  послужило  причиной  введения  данного  метода  обследования  в  нашу  исследовательскую  практику.

·  Тест  отношений  беременной  ТОБ(б)  и  ТОБ(р)  И.В. Добрякова,  2003,   который  дает  возможность  оценить  особенности  отношения  беременной  к  себе,  своему  состоянию,  окружающим  (так  называемую  внутреннюю  картину  беременности),  что  на  наш  взгляд  является  внутренним  (личностным)  фактором,  влияющим  на  стратегию  межличностного  взаимодействия  роженицы,  то  есть  определяет  ее  ценностные  ориентации  в  родах.

·  Интервьюирование  испытуемых.  Использовались  разработанные  нами  специально  для  этого  исследования  структурированные  интервью  на  основе  анкет  (№ 1-3  для  беременных  и  родильниц,  анкета  для  родильницы  и  врача-акушера  /см.  Приложение/).

В  интервью  включались  вопросы,  направленные  на  выявление  степени  подготовленности  женщин  к  родам,  отношения  к  материнству  и  ценность  ребенка;  ожиданий  от  взаимодействия  с  акушером  в  процессе  родовой  деятельности,  о  своем  самочувствии,  эмоциональном  состоянии,  испытываемых  опасениях  накануне  родов.

При  послеродовом  обследовании – о  родах  и  своих  впечатлениях  о  них,  качестве  и  удовлетворенности  характером  лечебного  взаимодействия  с  акушером.

В  интервью  для  врачей-акушеров  включались  вопросы,  выявляющие  их  профессиональную  позицию,  отношение  к  взаимодействию  с  роженицей  идеальное  и  реальное.

Анализ  интервью  осуществлялся  по  критериям,  направленным  на  выявление  сформулированных  в  задачах  исследования  переменных:  идеальной  и  реальной  стратегии  взаимодействия,  факторы,  влияющие  на  их  выбор,  тип  переживания  беременности  и  ценность  ребенка  в  родах.

·  Рисуночные  тесты.

«Я  как  врач  в  родах»  - для  акушеров  с  целью  выявления  особенностей  психологического  взаимодействия  и  воздействия  в  процессе  лечебного  взаимодействия,  восприятия  себя  и  роженицы  в  ситуации  родов.

«Я  и  мой  ребенок» - для  беременных  женщин  с  целью  выявления  особенностей  переживания  беременности  и  ситуации  материнства,  восприятия  себя  и  ребенка,  ценности  ребенка.

«Мои  роды» - при  послеродовом  обследовании  женщин  с  целью  выявления  особенностей  переживания  родов.

Интерпретация  данных  проводилась  по  критериям,  принятым  в  психодиагностике  для  рисуночных  тестов.

·   Статистическая  обработка  проводилась  вручную. 

3.3  Результаты  исследования.

На  первом  этапе  мы  проводили  диагностику  личностно-смысловых  установок  в  сфере  межличностного  общения  у  субъектов  взаимодействия  в  акушерской  практике  и  анализ  предпочитаемых  врачами  и  женщинами  коммуникативных  ориентаций.