Исследование психологических особенностей межличностного взаимодействия и воздействия в системе «Акушер – роженица» в течение родовой деятельности, страница 12

Акушеры,  предпочитающие  манипулятивные  ценности  в  общении,  отличаются  средним  уровнем  директивных  установок,  по  сравнению  с  другими  группами  испытуемых,  что  можно  расценить  как  ориентацию  на  использование  собеседника  в  своих  целях,  отношение  к  нему  как  к  средству,  объекту  своих  манипуляций,  ожидание,  что  он  должен  вести  себя  в  соответствии  с  их  намерениями.  При  этом  для  достижения  своей  цели  представители  этой  группы  используют  явно  коммуникативную  направленность  в  общении (категория  “Com”  значительно  превышает соответствующую  для  других  вариантов – 13,9%  против  2  и  9,6%  у  типов  G  и  А  соответственно). 

Категории,  отражающие  стремление  к  социальному  взаимодействию,  наиболее  характерны  для  врачей  с  манипулятивной  направленностью  в  общении  (8,9 – 13,9 – 5,9%),  что  можно  интерпретировать  как  стремление  понять  («вычислить»)  собеседника,  чтобы  получить  нужную  информацию,  ориентация  на  развитие  и  даже  «творчество»  (хитрость)  в  общении,  но  односторонняя – только  для  себя,  ради  своих  целей  за  счет  другого,  которого  используют  для  получения  разного  рода  выгоды.

Сравнивая  соотношение  .категорий,  связанных  с  проявлением  агрессии  (1-2),  и  категорий,  определяющих  социальную  кооперацию  (3-5),   видно  значительное  преобладание  последней,  что  подтверждает  выше  сказанное.  Для  врачей  с  манипулятивной  направленностью   в  общении  вообще  не  характерна  открытая  агрессия  даже  в  особо  значимых  ситуациях  (I= -2,4  балла,  что  значительно  ниже,  чем  у  представителей  двух  предыдущих  групп).

Врачей  этой  группы  можно  отнести  к  людям,  имеющим  склонность  к  «художественному»  типу,  на  что  указывает  достаточно  высокий  процент  ответов  категории  “Des”  (“Описание”) по  сравнению  с  двумя  другими  группами  респондентов.  Они  склонны  к  эмоциональной  амбивалентности,  раздумыванию,  переживанию,  «творчеству»  (хитрости)  в  общении.

Им  свойственен  средний  уровень  эмоциональной  устойчивости:  показатели  категории  “Ten”  (“Напряжение”)  составляют  7,9%  ответов.

Как  взаимодополняющий  метод  исследования  “личностного”  и  “субъектно-деятельностного”  уровней  психической  регуляции  межличностного  взаимодействия врачей-акушеров  нами  использовалось  интервьюирование  испытуемых.  Мы  разработали  специально  для  этого  исследования  структурированное  интервью,  в  которое  включены  вопросы,  выявляющие:

1.  профессиональную  позицию  врача-акушера  (вопросы  1-3  анкеты  для  врачей),  которая  рассматривалась  нами  в  концепции  Г.А. Абрамовой,  Ю.А. Юдчиц  (1998).  Таким  образом  учитывались  такие  категории  как:

- обращенность  на  самого  себя,  осознание  собственных  действий;

- место  и  значимость  другого  человека  (пациента)  в  профессиональной  деятельности;

- профессиональные  знания  и  опыт.

2. отношение  к  взаимодействию  с  роженицей  идеальное  и  реальное  (вопросы  4-7).

Рисуночный  тест  «Я  как  врач  в  родах»  использовался  нами  как  взаимодополняющий  с  интервью  для  анализа  реально  экстериоризируемых  внутренних  (скорее  неосознаваемых)  личностных  установок  акушеров  в  межличностном  лечебном  взаимодействии  и  воздействии  в  процессе  родовой  деятельности.

Отвечая  на  1-3  вопросы  анкеты  наши  испытуемые  отметили,  что  успех  их  профессиональной  деятельности,  то  есть  качественно  проведенные  роды,  обеспечивается  следующими  параметрами  (см.  Приложение 4):

1. естественным  течением  родов  без  наличия  осложнений,  т.е.  ориентация  непосредственно  на  сам  процесс;

2. наличием  собственных  профессиональных  знаний,  опыта, умения,  навыков,  т.е.  ориентация  на  исключительно  «технической»  стороне  процесса,  обеспечивающегося  собственными  усилиями  и  личным  вкладом;