Исследование психологических особенностей межличностного взаимодействия и воздействия в системе «Акушер – роженица» в течение родовой деятельности, страница 26

Сопоставляя  данные  об  ожидаемом  женщинами,  результате  межличностного  взаимодействия  акушер-роженица,  реально  полученном,  и  тем,  в  какой  помощи,  по мнению  специалистов,  они  нуждаются,  мы  получили  следующие  данные  (рис. 20).

 Как  видно  из  рисунка  20,  более  всего  женщины  надеются  на  моральную  поддержку  со  стороны  специалиста  (34,8%),  врачи-акушеры  также  считают,  что  женщины  нуждаются  именно  в  этом  виде  поддержки  с  их  стороны  (35,3%),  однако  в  реальных  условиях  оказана  она  роженицам  лишь  в  15,2%  случаев.

На  втором  месте  по  желаемости  для  женщин  находятся  “внимание  и  забота”  и  “разъяснение  и  совет”  (по  26,1%).  Врачи-акушеры  также  считают,  что  роженицы  нуждаются  во  внимании  и  сочувствии  с  их  стороны  (17,6%),  но  в  меньшей  степени,  чем  этого  ждут  от  них  женщины.  Реально  внимание  и заботу  получили  21,7%  женщин

 Виды помощи:  1. моральная поддержка,  2. внимание, забота, сочувствие,  3. разъяснение, совет,  4. профессиональная помощь,  5. полный контроль за родами,  6. никакой помощи, формальный подход, равнодушие.

                                                                                                                                             Рисунок 20.

Отсутствие  таких  показателей,  как  “разъяснение,  совет”  и  “полный  контроль  за  родами”  на  фоне  доминирующего  показателя  профессиональной  компетентности  у  врачей-акушеров,  по-видимому,  объясняется  тем,  что  разъяснение  и  обучение  тому,  как  правильно  вести  себя  в  родах,  дышать  и  тужиться  наряду  с  полным  контролем  за  родами,  являются  обязательным  атрибутом  профессиональной  деятельности  акушера  в  родах  и  не  расчленяются  ими    на  отдельные  категории. 

Однако,  все  равно,  как  видно  из  рис. 20,  по мнению  врачей,  основное,  в  чем  нуждаются  роженицы  это  есть  их  профессиональная  компетентность,  хотя  ставку  на  это  женщины  делают  лишь  в  10,9%  случаев,  а  в  реальных  условиях  ее,  как  основную,  отметили  лишь  6,5%  респондентов.

В  целом  отмечается,  что  врачи-акушеры  больше  ориентированы  на  «технической»  стороне  родового  процесса,  в  то  время,  как  роженицы  в  большинстве  своем  надеются  на  личностные  человеческие  качества  врача  и  доброжелательное  отношение,  сочувствие  к  ним  в  родах.

К  сожалению,  в  8,7%  случаев  имело  место  формальное,  равнодушное  отношение  со  стороны  врача-акушера.

К  неэффективному  взаимодействию  относятся  также  случаи, где  имело  место  несоответствие  ожиданий  от  контакта  с  врачом  в  родах  и  реально  полученного  результата  (34,8%).

Анализируя  данные  интервью  этих  испытуемых  о  ретроспективных  ощущениях  от  взаимодействия  с акушером  в  процессе  родовой  деятельности,  можно  отметить,  что  большая  часть  этих  женщин  была  настроена  на  сочувствие,  внимание,  заботу,  поддержку  и  общение  со  стороны  акушера  (12  из  16  респондентов,  что  составило  75%),  а  реально  имели  место:  формальное,  равнодушное  отношение  (6 – 37,5%)  и  в  6  случаях  (37,5%)  врач  ориентировался  на  «техническую»  сторону  родов – объяснял,  давал  советы.

В  4  случаях  (25%)роженицы  нуждались  в  моральной  поддержке,  реально  имели:  в  одном  случае “никакой  помощи  не  оказывал”  (6,2%)  и  в  3  - имел  место  чисто  профессиональный  подход  (18,8%).

Результатом  неэффективного  взаимодействия  в  двух  случаях  явилось  развитие  слабости  родовой  деятельности  и  роды  закончились  оперативным  путем  (12,5%)  и  в  одном  случае  (6,2%)  имела  место  субъективная  оценка  родов  как  очень  тяжелых,  травматичных  для  женщины,  которые  явились  для  нее  фрустрирующей  ситуацией,  в  которой  роженица  считает  себя  главным  виновником  неудачи.