Исследование психологических особенностей межличностного взаимодействия и воздействия в системе «Акушер – роженица» в течение родовой деятельности, страница 25

1.  разъяснение,  обучение

2.  профессиональная помощь

3.  внимание,  забота

4.  полный контроль за родами, «выдавил»

5.  никакой помощи, формальный подход, равнодушие

6.  моральная поддержка

 Рисунок 18.

Наиболее  часто  врачами-акушерами  в  процессе  родовой  деятельности  используется  тактика  разъяснения  и  обучения  (в  37%  случаев),  затем  по  предпочитаемости  идут  “внимание  и  забота”  (21,7%)  и  моральная  поддержка  (15,2%).  Менее  всего  специалисты  используют  в  межличностном  взаимодействии  с  роженицами  исключительно  профессиональные  качества  (6,5%)  и  равнодушие,  формальный  подход  (8,7%).

Роженицы,  имеющие  различные  типы  переживания  беременности  соответственно  реально  получили следующую  помощь,  поддержку  со  стороны  врача-акушера  в  ходе  межличностного  взаимодействия  в  процессе  родовой  деятельности  (рис. 19):

1-разъяснение,  обучение; 2-профессиональная помощь; 3-внимание,  забота;4-полный контроль за родами, «выдавил»; 5-никакой помощи, формальный подход, равнодушие; 6-моральная поддержка

Рисунок 19.

Испытуемые  с  оптимальным  типом  психологического  компонента  гестационной  доминанты  в  большинстве  случаев  имели  форму  взаимодействия  с  врачом  акушером  в  виде  разъяснения  и  обучения  адекватному  поведению  в  родах  (21,6%),  также  в  10,9%  случаев  имела  место  моральная  поддержка  со  стороны  специалиста  и  в  8,7%  внимание  и  забота.

Представительницы,  имеющие  амбивалентный  тип  переживания  беременности,  в  основном  столкнулись  с  формальным,  равнодушным  отношением  или  имело  место  разъяснение,  обучение  (по  6,5%),  а  моральная  поддержка,  забота,  внимание,  доброта  и  ласка,  так  необходимые  этому  типу  женщин,  встретились  только  по  4,3%.

Роженицы  с  эйфорическим  типом  отношения  к  беременности  преимущественно  получили  заботу,  внимание,  доброту  и  ласку,  в  которых  и  нуждались.  Также  акушеры  разъясняли  и  обучали   их  адекватному  поведению,  правильному  дыханию  и  потугам  в  6,5%  случаев.

На  третьем  этапе  нами  сделана  попытка  эмпирического  изучения  особенностей  воздействия  врачей-акушеров,  имеющих  определенные  стратегические  межличностные  установки  в  общении  и  уровень  адаптации  в  профессии,  на  рожениц  в  процессе  родовой  деятельности.

Личность  человека  при  взаимодействии  с  окружающим  миром  реализует  себя  в  качестве  объекта  и  субъекта  психологических  воздействий  посредством  процессов  общения,  деятельности.  Само  же  воздействие,  являясь  результатом  осуществления  целей  различных  видов  человеческой  активности,  служит  выражением  психологической  эффективности  и  результативности  этих  процессов.

Таким  образом,  каждый  акт  коммуникативного  взаимодействия  акушера  и  роженицы  предполагает  определенную степень воздействия  (влияния)  специалиста  на  пациентку,  результатом  которого является  изменение  ее   функционального  состояния,  направление  поведения  в  желаемое  русло.

Анализ  межличностных  взаимодействий  в  нашем  эмпирическом  исследовании  мы  проводили  с  позиций  соотношения  стратегических  установок  врачей-акушеров  в  общении  и  типов  отношения  к  беременности  у  рожениц,  так  как  с  позиций  соотношения  стратегических  установок  врачей  и  рожениц  это  сделать  не  представлялось  возможным  ввиду  большого  разброса  вариантов  и  малой  их  количественной  представленности. 

Какую  форму  воздействия  предпочитают и  реально  используют  врачи в  процессе родовой  деятельности  в  каждом  отдельном  случае, более  точно  можно  оценить,  только  непосредственно наблюдая,  процесс  взаимодействия  акушера  и  роженицы.  Рамки  нашего  исследования  не  позволяли  нам  использовать  этот  метод  научного  исследования,  поэтому  мы  ограничились  анализом и  сопоставлением данных интервью  специалистов  и  рожениц  и  рисуночного  теста  «Я  как  врач  в  родах».