Конспект лекций по курсу “Электрический привод”, страница 76

Рис.13.2.5 Ток и частота вращения якоря при динамическом торможении ДПТ

На рис.13.2.6 представлена диаграмма торможения ДПТ противовключением. Отличительная особенность процесса в том, что в момент начала торможения напряжение питания изменяет знак. При этом напряжение питания, складываясь с ЭДС якоря, создает двойной ток при тех же пусковых сопротивлениях. В момент перехода кривой скорости через 0 привод может быть остановлен путем отключения якоря от источника питания.

Рис.13.2.6 Ток и частота вращения якоря при торможении ДПТ противовключением

§ 13.3.  Электроприводы с двигателями постоянного тока последовательного возбуждения

В двигателях постоянного тока последовательного возбуждения обмотка возбуждения включается последовательно с обмоткой якоря, как показано на рис.13.3.1.

Рис.13.3.1 Схема включения двигателя постоянного тока последовательного возбуждения

Магнитный поток Ф пропорционален току якоря:

где a – коэффициент.

Для изменения направления вращения ДПТ последовательного возбуждения недостаточно изменить полярность напряжения питания, так как при этом изменяется и направление магнитного потока. Для изменения направления вращения якоря необходимо изменить или полярность тока возбуждения или полярность тока якоря. Например, это можно осуществить в соответствии со схемой рис.13.3.2, в которой контактами КВ (вперед) и КН (назад) изменяется полярность тока возбуждения.

Рис.13.3.2 Схема реверсирования двигателя постоянного тока последовательного возбуждения

ЭДС якоря Eя и момент ДПТ последовательного возбуждения

где k – коэффициент.

Уравнения электромеханической и механической характеристик ДПТ последовательного возбуждения

где .

В первом приближении, если не учитывать насыщение магнитопровода, механическую характеристику ДПТ последовательного возбуждения можно представить в виде гиперболы, не пересекающей ось ординат, а приближающейся к ней.

Если Rяц=0, то характеристика 2 (рис.13.3.3) не пересекает ось абсцисс. Такая характеристика называется идеальной. Реальная естественная характеристика пересекает ось абсцисс в точке, соответствующей току короткого замыкания (момент Mк).

Рис.13.3.3 Механические характеристики ДПТ последовательного возбуждения

Отличительной особенностью характеристик ДПТ последовательного возбуждения является отсутствие точки идеального холостого хода. При уменьшении нагрузки на валу скорость двигателя увеличивается. Вследствие этого двигатель без нагрузки оставлять нельзя.

Существенным преимуществом ДПТ последовательного возбуждения является большая перегрузочная способность на низких скоростях. Это определило широкое использование двигателей последовательного возбуждения на транспорте, где наибольшие моменты необходимы при трогании с места.

Другим преимуществом ДПТ последовательного возбуждения является отсутствие дополнительного источника питания для обмотки возбуждения.

Искусственные механические характеристики могут быть получены несколькими способами: включением добавочного резистора цепь якоря, изменением напряжения питания и шунтированием обмотки якоря добавочным резистором.