Конспект лекций по курсу “Электрический привод”, страница 74

Двигатели постоянного тока используются при различных схемах питания якорей и обмоток возбуждения. На рис.13.1.2 представлены некоторые варианты включения двигателей постоянного тока.

               а)                      б)                      в)                      г)

Рис.13.1.3 Варианты включения ДПТ в электроприводах

На рис. 13.1.2: а – схема включения ДПТ при независимом возбуждении, б – схема включения ДПТ при параллельном возбуждении, б – схема включения ДПТ при последовательном возбуждении, в – схема включения ДПТ при смешанном возбуждении.

§ 13.2.   Электроприводы с двигателями постоянного тока независимого возбуждения

При независимом возбуждении регулирование двигателя постоянного тока может осуществляться путем изменения напряжений якоря и возбуждения. На рис.13.2.1 представлены две схемы электроприводов с двигателем постоянного тока.

      а)                                    б)                                    в)

Рис.13.2.1 Схемы регулируемых электроприводов с ДПТ независимого возбуждения и тиристорными преобразователями

В схеме рис.13.2.1 а) питание якоря Я и обмотки возбуждения ОВ двигателя осуществляется через нереверсивные тиристорные выпрямители ВЯ и ВВ. Тиристорными преобразователями возможно регулирование средних значений напряжения и тока якоря и возбуждения. Полярности тока якоря и возбуждения неизменны, так как выпрямители имеют одностороннюю проводимость. Вследствие этого нельзя изменить направление вращения якоря путем изменения направления тока возбуждения или тока якоря. То есть привод по схеме рис.13.2.1 является нереверсивным.

В схеме рис.13.2.1 б) в цепи питания якоря двигателя используется реверсивный тиристорный выпрямитель, а в цепи питания обмотки возбуждения используется нереверсивный тиристорный выпрямитель. В этом приводе полярность тока возбуждения неизменна во всех режимах работы в связи с использованием нереверсивного выпрямителя возбуждения ВВ. Полярность тока якоря может изменяться реверсивным выпрямителем ВЯ. При изменении полярности тока якоря изменяется направление вращения ДПТ.

В схеме рис.13.2.1 в) в цепи питания якоря используется нереверсивный тиристорный выпрямитель ВЯ, а в цепи питания обмотки возбуждения используется реверсивный тиристорный выпрямитель ВВ. Полярность тока якоря неизменна. Полярность тока возбуждения может быть изменена выпрямителем ВВ. При изменении полярности тока возбуждения изменяется направление магнитного потока и изменяется направление вращения якоря.

Реверсивный выпрямитель в цепи якоря или в цепи возбуждения ориентировочно в 2 раза дороже нереверсивного. Мощность выпрямителя в цепи питания якоря ВЯ обычно близка к номинальной мощности двигателя или превосходит ее, если требуется обеспечение перегрузок по току. Мощность выпрямителя в цепи возбуждения ВВ двигателя может составлять несколько процентов от номинальной мощности двигателя. В связи с этим обычно экономически выгоднее выполнять реверсивный привод при использовании реверсивного выпрямителя в цепи возбуждения. Однако постоянная времени цепи возбуждения на порядок или два порядка больше постоянной времени цепи якоря. Поэтому, если требуется малое время реверса двигателя, то используется более дорогой привод с реверсивным выпрямителем в цепи якоря.

В схемах рис.13.2.1 регулирование частоты вращения ДПТ осуществляется тиристорными выпрямителями. Этими же устройствами обеспечивается торможение якоря и реверс.

Для регулирования напряжения якоря и возбуждения ДПТ могут использоваться также другие устройства, например, активные сопротивления. Пуск ДПТ во многих случаях осуществляется при использовании сопротивлений в цепи якоря, которые последовательно шунтируются в процессе пуска. Динамическое торможение двигателя также может осуществляться путем замыкания якоря на активное сопротивление при отключении его от источника питания. Торможение противовключением осуществляется путем изменения полярности напряжения источника питания при включении в цепь якоря дополнительного активного сопротивления.