Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 7

 Объяснить явление – значит установить его фундаментальные свойства и отношения, основную причинную обусловленность,  выявить общие законы, которым оно подчиняется.  Объясняя, ученые расчленяют объекты на составляющие их части, затем синтезируют их, выясняя внутреннюю связь и обусловленность.

Гипотезой называется предположение о явлениях, их свойствах и развитии. Это – предположительное объяснение новых явлений.  Гипотеза носит вероятностный характер, поэтому нуждается в логическом обосновании и эмпирическом подтверждении. Гипотеза, в процессе ее выдвижения, уточняется, перестраивается, а иногда и полностью отвергается. Не все гипотезы ведут к новому открытию.

Типы и структура психологических теорий.

            XXI век становится веком гуманитарной науки, однако, именно методология этих наук разработана меньше, чем методология естественных наук (физики, химии). Бытует мнение о том, что во всех гуманитарных дисциплинах, а в психологии особенно, научные теории в значительной мере  выражают личностно – психологические особенности их авторов.

            Наиболее распространенной систематизацией психологических теорий является их деление на общие и так называемые теории среднего ранга. Иногда это деление связано с количеством сторонников: их больше в общих теориях и меньше в теориях среднего ранга. Теории, изучающие конкретные психологические проблемы, пользуются большей популярностью, чем общие. Полезны разработки тех систематизаций, которые учитывают содержательные, когнитивные особенности теорий, например, деление на три категории:

-  теории – обозначения

-  теории – объяснения

-  теории – систематизации

Первые создают систему определений предмета, таких как психика – это деятельность, мотив – это предмет потребности, мышление – трансформация образа.

Вторые объясняют. Например, теория справедливости объясняет все виды человеческих отношений: от супружеских до государственных.

Третьи систематизируют свой предмет, чаще всего выделяя три аспекта, поэтому их называют теориями – триадами.

Есть и еще теории: ориентированные на обыденный опыт; теории, ориентированные на эмпирические исследования и теории, ориентированные на общую методологию или идеологию. На обыденный опыт ориентирован психоанализ З. Фрейда, возникший из клинического опыта самого австрийского психиатра. На эмпирические исследования ориентирован бихевиоризм и некоторые социально – психологические теории.

В любой научной теории, кроме знания, имеют значение также личностные переживания и образцы поведения самих ученых. Научное знание в современных условиях приобретается в лабораториях, поэтому играют роль те или иные исследовательские традиции, идеи, смыслы, специфические для каждой научной группы. Теории редко разрабатываются коллективно, но почти всегда коллективно развиваются. Сторонники концепций понимают свои теории не так, как их противники, поэтому нередко одна и та же теория понимается и развивается по – разному различными школами. Существует своего рода эмоциональная привязанность к «своей» теории, разнообразная идентификация с ней и явно отрицательные чувства к ее противникам.

Например, когнитивисты – сторонники интеллектуалистских позиций (Ж. Пиаже, Дж. Бруннер), утверждающие решающую роль  знаний в поведении человека находятся в оппозиции с бихевиористами – сторонниками сведения психики к различным формам поведения, понятым ими как реакция организма на стимулы внешней среды (Б. Скиннер).

В области психологических теорий присутствуют и личностный, и групповой компоненты, каждый из которых имеет когнитивную, эмоциональную и поведенческую части.  Удельный вес эмоционального компонента в гуманитарных науках, и особенно в психологии, значительно выше, чем в естественнонаучных теориях. Это допускает различные понимания, что отнюдь не является недостатком теорий, а выражает их специфику. Этому вопросы большое внимание уделял в своих работах А.В. Брушлинский, признанный методолог и теоретик психологической науки. Он подчеркивал, что и теоретики науки действуют в рамках тех представлений, через призму которых воспринимают любые события жизни. Такие средства обобщения как стереотипы, житейские понятия и представления могут не осознаваться самими исследователями.