Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 3

Эмпирическим исследованиям в современной методологии называется этап получения научного знания на основе целенаправленного наблюдения и эксперимента. Цель такого познания – получение фактов науки, на основе которых строится базис научного знания. Факты науки – это синтез чувственно – практических и логических операций. Для того, чтобы получить научный факт, необходима логико – математическая обработка исходных данных. Научными фактами принято считать высказывания ученых  о явлениях реальной действительности. Важно не только содержание факта, но и его форма. Ученый не просто пассивно отражает объективную действительность, а преломляет ее в своем сознании, опираясь на имеющиеся знания и те логико-практические операции, которые сложились к определенному времени в той или иной науке. Ошибки возможны при некорректной постановке опытов, отклонениях в работе органов чувств как испытуемого, так и исследователя, если мы имеем в виду психологию.

Всякая деятельность человека предполагает определенные пути и способы достижения поставленных целей, для чего используются соответствующие приемы, посредством которых решаются  теоретические и практические задачи. Система таких приемов образует метод деятельности.

Научный метод – это система принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности. Успех научного творчества во многом определяется правильностью и точностью выбранного метода.  И.П. Павлов писал: «Метод держит в руках судьбу исследования… Все дело в хорошем методе. При плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных точных данных».1

С методологической точки зрения  выделяют два типа методов исследования: и научное и обыденное познание строится на анализе, синтезе, индукции и дедукции, а также абстрагировании и обобщении. Все эти методы можно назвать общелогическими. Второй тип методов характерен только для научного познания, т.е. это методы построения теоретического знания. В ходе теоретического познания ученый устанавливает существенные стороны и связи объекта, а затем ищет связи между ними.

Абстрагирование заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления, выделяя то, что важно для понимания предмета и раскрытия его сущности, отражая глубже, точнее, вернее и полнее то, что изучается. Например, анатом, рассматривая кожу человека, считает ее цвет несущественным, а антрополог или генетик видит существенный характер цвета кожи для решения

1. Павлов И.П. «Лекции по физиологии» Москва, 1952 год, стр.18

своей теоретической проблемы.

Обобщение устанавливает общие свойства и признаки объектов, переходя от частного, многочисленного наблюдения к установлению общего, стабильного и повторяющегося в изучаемых явлениях.

Уровни методологии.

  1. Философская методология (общенаучные принципы).
  2. Конкретно – научная методология.
  3. Методика и техника исследований.

Высший – философский уровень – задает общую стратегию изучения принципов познания и построения категориального аппарата любой науки.

            Любая конкретная наука видит свой объективно существующий пласт проявлений человеческой жизни.

            Крупнейшие психологи 20 века Л.С. Выготкий. С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе и другие в своих исследованиях  опирались на философскую методологию, изучая развитие бытия человека в мире человека – деятеля.

            Важно не только изучение фактов в поведении человека, а факты, конечно, основа исследований, но и интерпретация этих фактов.

Философское учение великого английского философа Френсиса Бэкона (1561 – 1626) обосновано индуктивным (от частного к общему) эмпирическим подходом к явлениям природы. Познание должно базироваться на планомерном и точном эксперименте.

Существует схема «Методологическая компетентность».