Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 21

Еще одной важной стороной, связанной с асимметрией мозга человека является леворукость. Переучиване леворуких, ломка индивидуального профиля асимметрии может привести к различным невротическим заболеванием, поэтому нецелесообразно и нежелательно переучивать леворуких школьников. В коле – гимназии № 26 города Омска в течение нескольких лет проводились исследования в которых было решено создать необычный класс, где учатся одни левши. У них развито правое полушарие мозга и, соответственно, левая сторона тела. Для таких детей важнее всего любовь учительницы, которая тоже леворукая. Она часто хвалит, гладит по голове, говорит как дорог ей ученик. Дети неорганизованны, невнимательны, восторженны и мечтательны. Им легче рисовать или петь, чем писать. Прослеживается гуманитарная направленность. Профессор педагогического вуза г. Омска А.П. Аношин разделил школьников на три группы: «логики», «гармоники» и «образники». Оказалось, что практически в каждой школе одинаковое количество всех трех групп, но они очень разные по своей сути. У «гармоников» в равной части задействованы обе части больших полушарий: они внимательны, инициативны, прирожденные лидеры – чаще всего отличники. «Логики» серьезны и аккуратны, хорошо концентрируются, но эмоций и чувств не выражают. Целеустремленны, но могут вырасти жестокими и холодными. «Образники» предпочитают красивые, яркие выражения, ориентируются на чувства. Несколько лет назад в Санкт – Петербурге была открыта А.И. Захаровым частная школа «Левша». Теперь подобные школы есть в Таганроге и Красноярске.

Интересно, что все американские президенты – левши. Левшами были Эйнштейн, Дебюсси, Вагнер, Шопен и Шуман.

Психология творчества.

Альберт Эйнштейн в Нобелевской речи упомянул, что учился в школе великого швейцарского педагога И.Г. Песталоцци, где основное внимание уделялось развитию умственных и душевных сил ребенка, где главным в обучении было развитие пытливости и самостоятельности.

«…Понятие творчества состоит в том, что оно способно изменить взгляд человека на вещи и на самого себя настолько, что он попытается сделать нечто, ранее казавшиеся ему выходящим за пределы возможного» (Дж. К. Джонс).

У того, кто способен изобретать, сочетаются логические подходы плюс воображение. Так греческий герой Дедал изобрел бурав, топор, крылья, а его племянник Тал – компас, гончарный круг и пилу, взяв за образец челюсть змеи.

Творчество – одна из высших духовных ценностей. Без духовности утрачивается созидающее человека начало, что становится опасным для развития человечества. Утрата духовного смысла жизни ориентирует лишь на материальные потребности, стимулирует развитие интереса только к прагматической стороне жизни.

Творческое (или креативное) мышление и творческие способности можно и нужно развивать. К Роджерс утверждает, что творчество – это усиление самого себя, способствующее положительной самооценке и развитию.

Дать определение творчеству достаточно сложно, но главное в творчестве – прирост, прибавление, создание нового, чего раньше не существовало в мире.

В творческом акте присутствуют одержимость и вдохновение, интуиция и продуманный замысел. Творческий характер носят нравственная жизнь, нравственные оценки и деяния.

В исследованиях были выявлены особенности творческих людей, не зависимые от их возраста.

-  развитое чувство индивидуальности;

-  нонконформизм (т.е. не приспосабливаются, не стремятся «быть как все»);

-  опора на собственные силы;

-  уверенность в себе;

-  уравновешенность.

Для творческого человека важно освободиться от власти обыденных представлений и искать новые.  Творческие люди обладают самоконтролем, отличаются организованностью, умением дисциплинировать себя и свою жизнь.

Противоположны творческим конформные люди, которые отличаются исполнительностью, доверием к разнообразным социальным мифам и политическим суевериям.

Можно назвать 6 качеств – показателей развитости творческого мышления:

-  оригинальность

-  метафоричность