Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 26

В разные периоды истории психологические особенности народов рассматривались по-особому. Так, в XVII веке все оценивалось через особенности климата; в XVIII веке возник термин «дух народа», управляемый религией. Утверждалось, что в жарких климатах народы робки, как старики, ленивы, не способны к подвигам, но обладают живым воображением. Северные же народы отважны как юноши, но не стремятся к наслаждениям. Дж. Юм (Англия) опубликовал труд «О национальном характере», где отмети важность и психологическую близость  социально-профессиональных групп, таких как торговля, мореплавание, управление. В XIX веке открывались законы, по которым совершается внутренняя и духовная деятельность народов через продукты народного духа: язык, мифы, религия, искусство, нравы, обычаи, история.

            В XX веке профессор В. Вундт выдвинул теорию о том, что язык идентичен уму. Чем труднее язык, тем умнее говорящий на нем на род. Мифы соответствуют чувствам, обычаи – воле. Его книга «Проблемы психологии народов» издана в Москве в 200 году.

            В 90-е годы XX века получила широкий отклик теория Л.Н. Гумилева, получившая название этногенез. Согласно взглядам Гумилева этносы имеют стереотипы поведения, передающиеся по наследству путем подражания. Он ввел термин «пассионарность» - непоборимое стремление достичь какой – либо цели, причем проявляемое подсознательно и противоположно инстинкту самосохранения.  Происходит самобытное для каждого этноса приспособление к окружающей природе, новому подчас географическому ландшафту. Пассионариями, по мнению Гумилева, были спартанский царь Леонид, консул Артемий Регул, в России Преподобный Сергий Радонежский, Петр Первый,  во Франции Наполеон Бонапарт, для евреев – Менахем Бегин.  Еще в любой нации есть актуалисты, живущие только для себя и сейчас, они мужественны, энергичны, талантливы, но не хотят знать будущего.  Такими Гумилев называл Людвика XIV для Франции, Ивана Грозного для России и Сталина для СССР. Футуристы же направлены в будущее, для них самое важное – мечта. Это Платон в Древней Греции, даоситы в Китае, Ленин, Гитлер и Мао – Дзе – Дун.  Сегодняшним днем живут обыватели – клейнбюргеры,  обладающие так называемой «хуторской психологией», приспосабливающиеся к любой власти и к любому государству. Ввел он и совершенно новые понятия: консорция – группа людей, объединенная с одной исторической судьбой; конвиксия – люди с однохарактерным бытом и семейными связями. Далеко не все специалисты, в первую очередь, историки и этнографы согласны с теорией Гумилева. Его упрекают в страсти к социальному моделированию, не подкрепленному глубокими исследованиями.

            Ныне огромное значение приобретают этнические конфликты, этническое насилие, терроризм, построенный на религиозно – этническом основании. Еще Р. Киплинг писал знаменитые строки:

О, Запад есть запад,

Восток есть Восток,

И с места они не сойдут!

            Единственно приемлемым может быть бережное отношение к любым национальностям и народностям, недопущение насмешливого или пренебрежительного отношения к тем, кто «не похож на тебя». Условие человеческой эволюции – сохранение многообразия, в том числе и культурно – языкового. Нет поля из одинаковых растений, леса из одинаковых деревьев. Практическому психологу  полезно вспомнить, например, такое задание:

            Составьте и обсудите с коллегами перечень объектных и субъектных характеристик представителей различных этнических групп, например, японцев, турок, финнов.

            У разных народов разные стили жизни. Бессмысленно спорить, что красивее – роза или ромашка, бессмысленно и выяснение, какой народ лучше.

            Приведем некоторые распространенные высказывания об особенностях народов.

·  Японцы – «русские» Азии, работают, не  покладая рук, а в повседневной жизни непредсказуемы и эмоциональны. Шестьсот тысяч японцев были в плену в России, и вернулись друзьями русских.

·  Китайцы – «латынь» всего Востока, «азиатские немцы». Разум и логика для них выше эмоций и интуиции. Мастер – властелин, материал – раб, которому мастер навязывает свою волю.