Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 39

Особенность воспитания как психолого-педагогического явления в том, что центром его выступает человек и в своей социальной, и в биологической, и в духовной сущности.

В течение многих десятилетий советского периода марксистско-ленинская  философия оценивала мировоззренческие идеи ученых прошлого, в том числе психологов, истоки их взглядов, их место в истории науки. В то же время ведущим оставался классовый подход, но этот подход ограничивал богатство теории и практики воспитания, необъективно оценивал место и значение ряда ученых-психологов.

Со времен хрущевской «оттепели» значение марксизма-ленинизма утрачивается, появилось стремление к идейному плюрализму.

Однако, пока существуют классы, существует и оценка с классовых позиций разных сторон психологических учений и в первую очередь истории воспитания, но не отвергая другие подходы, а в сочетании с другими методологическими основаниями по принципу взаимодополнения.

Воспитание всегда носит социально-детерминированный характер, то есть обусловлено потребностями общества, отражает национальные особенности.

Определяющую роль в воспитании играет активность самой личности в собственном развитии и формировании, поэтому так важно стимулировать эту активность.

«Катарсис» по-гречески «очищение». В греческих трагедиях – это очищение страданиями, об этом писал и Аристотель. Можно видеть в катарсисе духовное преображение.

Психологические аспекты формирования убеждений.

Профессор Лернер выделил единство трех компонентов  при выработке убеждений – интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий.

Убеждение – это состояние личности, уверенность человека в правоте своих взглядов, принципов и идеалов.

Убеждение – устойчивое свойство личности, которое не бывает ни врожденным ни навязанным. Выделены три условия формирования убеждения: деятельность самих людей, применение аргументации и связь с особенностями развития личности в целом.

Именно от убеждений происходит доминирование тех или иных мотивов.

Проводились разнообразные исследования сформированности или несформированности убеждений путем анализа конфликтных ситуаций. Выявлены четыре критерия сформированности убеждений:

1.  реальный уровень нравственных знаний

2.  умение решать нравственные задачи

3.  осознание личностного смысла нравственных знаний

4.  направленность реального поведения

Знания выполняют познавательную функцию, помогают сформировать свое исходное мнение. Затем важно выработать умение обосновать правильность сложившегося мнения и, наконец, присвоить себе как свое личное убеждение, как прочные взгляды.

В реальной жизни убеждения выполняют двоякую роль: они служат побудительным импульсом для отбора знаний и способов их практической реализации в проявлении собственной позиции, это следует назвать мотивирующей функцией; а вторая роль – когнитивная, то есть ориентирована на выбор тех или иных норм поведения, причем через целеполагания.

Следует выделить идейную убежденность как надстройку, реализуют переход от абстрактного к конкретному.

Социальной установкой личности – как психологическом принципом образования и функционирования убеждений – является отношение личности к ценностям, нормам, оценкам, принципам. Теоретический уровень убеждений формируется на основе развернутой интеллектуальной деятельности. Внешний или эмпирический уровень проявляется через доминирование реальных поступков.

Главные нравственные убеждения: гражданский долг, патриотизм, ответственность.

Взглядом мы называем единство знания объекта и отношения к нему.

Методы формирования убеждений разнообразны. Это вовлечение (особенно подростков) в жизненные ситуации; умение решать задачи на собственную оценку социальных фактов и событий; составление психологом похожих задач, изменяя условия одной и той же задачи; усвоение понятий истина и заблуждение; выработка критериев истинности; поиски противоречий и многое другое. Великий поэт Иосиф Бродский писал: «Единственная правота – доброта. От зла, от гнева, от ненависти, пусть и именуемых праведными – никто не выигрывает». Мировоззрением называют использование убеждений в качестве ориентиров поведения, это внутренний принцип личности. В мировоззрении объединяются знания плюс чувства, плюс опыт.