Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 14

В России гуманистическая психология стала развиваться позднее, чем естественная.

Бихевиоризм всю психологию свел к системе внешних поведенческих реакций, сделав внутренние процессы ненужными. С.Л. Рубинштейн доказал, что сознание человека должно изучаться в единстве внутренних  внешних проявлений, он называл опорной базой всей методики – взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в конкретных изменяющихся формах. Важнее всего установление характера связи и отношения внутренних процессов и их внешних проявлений.

     Направление       психологии

Психология сознания

Бихевиоризм

Фрейдизм

Гештальт-психология

Гуманистическая психология

Когнитивная психология

Советская психология

Предмет   исследования

Сознание

Поведение

Бессозна-тельное

Целостные структуры психики

Личность Индивиду-альность

Познавательные структуры

Психика

Научная парадигма

Естественнонаучная

Естественнонаучная

Естественнонаучная

Естественнонаучная

Гуманитарная

Естественнонаучная

Естественнонаучная

Метод

Интроспекция

Наблюдение Эксперимент

Психоанализ

Феноменальный эксперимент

Методы практической психологии

Эксперимент

Наблюде-ние Экспери-мент (формирующий)

Практика

-

Тренинг умений

Психоанализ

Гештальт-терапия

Клиентцентриро-ванная терапия

Рациональная терапия

-

Рис. 7 Направления психологии, предмет исследования, парадигма, метод, практика.

На рисунке видно, что именно естественнонаучная парадигма остается самой распространенной во всех 6-ти основных направлениях психологии, кроме гуманистической, созданной во второй половине XX века в США. Ее виднейшие представители: А. Маслоу и К. Роджерс. Теоретики гуманистической психологии выступали против построения психологии по образцу естественных наук и утверждали, что человек должен изучаться, как активный субъект, оценивающий ситуацию и выбирающий способ поведения.

Парадигма конструктивизма трактует картину мира не как зеркальное отражение действительности, а как одну из возможных культурно-исторических моделей мира. Модели создает или один исследователь или коллектив ученых. Обладая определенной картиной мира, удается осознать себя в мире, планировать и принимать решения по реализации тех или иных действий. Картина мира – это сложное многоуровневое образование, в которое, наряду с научным, понятийным значением, входит религиозный опыт, искусство, идеология, глубинные пласты мифологического и коллективного бессознательного в духе К. Юнга. В картину мира могут входить и предрассудки, и суеверия, и стереотипы.

В рамках конструктивной парадигмы субъект строит различные модели себя, других людей, мира и эти модели несут в себе ценностные, аксеологические компоненты. Формы, в которых человек осознает себя и мир, определяют его социальное бытие, а также выбор жизненного пути и пути развития общества.

Это методология субъектного подхода школы С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой-Славской близка идеями конструктизма, так как в этой парадигме делается акцент на трактовке человека как субъекта своей судьбы, своего жизненного сценария, на человечестве – как субъекте человеческой истории. С.Л. Рубинштейн в своем основном труде «Основы общей психологии», написанном еще в 1940 году и уже пятым изданием переизданном в 2000 году, доказывает, что основные методологические принципы психологии: деятельностный подход, единство сознания и деятельности. Написанный свыше 60 лет тому назад учебник сохраняет свою актуальность и значимость.

Категории методологии.

Это предельно широкое психологическое понятие. Основные категории: деятельность, личность, развитие личности. В категории отображены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения.