Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 19

Фундаментальные проблемы мышления.

Опираясь на знания, полученные в курсе общей психологии, на семинарском занятии следует обсудить следующие виды мышления:

-  продуктивное – репродуктивное

-  интуитивное – аналитическое

-  пространственное

-  образное

-  творческое

А также виды интеллекта:

-  вербальный

-  невербальный

-  социальный

Студентам следует назвать и прокомментировать мыслительные операции:

-  анализ

-  синтез

-  обобщение

-  сравнение

-  систематизация

-  классификация

-  абстрагирование

-  конкретизация

До семинара в качестве подготовки к нему трое или четверо студентов готовят сообщения по теории развития интеллекта Ж. Пиаже по популярно написанной книге Л.Ф. Обуховой «Концепция Ж. Пиаже: за и против», М. 1981; пониманию мышления А.В. Брушлинским по его книге «Мышление и прогнозирование» М. 1979.

На самом семинаре учащиеся в микрогруппах составляют схему из основных понятий, связанных с интеллектом и дающих личностные характеристики.

ü  Выполняются практические задания:*

1.  по аналогии:

-  карандаш – бумага, мел - …

-  лежать – кровать, сидеть - …

-  сукно – ножницы, дерево - …

-  воробей – птица, окунь - …

-  бутылка – стекло, топор - …

2.  исключение лишнего слова:

-  ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать

-  дряхлый, старый, изношенный, ветхий, маленький

-  дом, сарай, изба, хижина, здание

-  молоко, сливки, сыр, масло, сало, сметана

3.  выберите слова, находящиеся в таком же отношении, как и категории в образце:

-  школа – обучение         больница – доктор, ученик, учреждение, лечение

-  песня – глухой               картина – слепой, хромой, художник, рисунок

-  нож – сталь                    стол – вилка, дерево, стул, пища, скатерть

-  рыба – сеть                    муха – комар, решетка, комната, паутина, жужжать

-  птица – гнездо               человек – люди, птенец, рабочий, зверь, дом

4.  Задания на быстроту мыслительной и речевой деятельности. Учитывать скорость выполнения и количество шагов. Заменяя по одной букве превратить:

-  муху – в слона

-  день – в ночь

-  миг – в час

-  год – в век

-  век – в эру

Любые знания отражают действительность и являются продуктами конструктивной работы мышления.

Суть мышления – воспроизводить связи и отношения объектов реальности.

В знании деятельность обретает законченные формы. Существует противоречие между абстрактным мышлением и чувственным отражением действительности. Субъективизм как способность к абстрагирующему мышлению – необходимо условие всякой интеллектуальной деятельности.

*Использованы материалы С.В.Семеновой «Психология человека» С-Пб, 2003 г.

Следует иметь в виду некоторые серьезные опасности мышления:

-  игнорирование отражения внешнего мира;

-  отрицание независимой от познания реальности;

-  релятивизм как отрицание объективности познания.

Выделяют три вида ума:

·  концептуальный, когда человек хорошо решает логические, математические и лингвистические задачи;

·  эстетический, когда познание направлено на формы явлений и не проявляется интерес к причинам их возникновения и к их практическому применению;

·  социальный – сосредоточенный на межличностных отношениях и человеческих судьбах.

Французский психолог Эдвард де Бони, автор 45 книг, переведенных на 27 языков, бывший в течение многих лет с 1989 года председателем комитета Нобелевских лауреатов, создатель в 1969 году Института исследовательских разработок по проблемам творчества и способностей к познанию, предложил любопытную теорию о шести шляпах мышления. Его книга в 1997 году была переведена издательством «Питер» на русский язык.

·  Белая шляпа – мышление подобно холодному  снегу, характеризуется бесстрашной манерой изложения, пристрастием к цифрам, фактам, объективной информации.