Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 38

                              Большое видится на расстоянии»

Если нет дистанции, видны отдельные части, детали, а н целое. Для понимания другого нужно устранить себя, победить свою пристрастность. Достичь этого удается только духовным способом видения. Сопереживание и эмпатия необходимы, причем сопереживание – непосредственный отклик на состояние другого человека, а эмпатия или сочувствие – высшее чувство человека, в которое входят и сознательный и духовный моменты. Сочувствие налаживает контакт, особенно если человек находится в тяжелом состоянии. Психотерапевту, прежде всего, необходимо сочувственно выслушать все, что выговаривает клиент. Во время выслушивания ослабевает отрицательное состояние, часто происходит и смена нравственной ориентации. Суть в том, чтобы психотерапевт находился в состоянии вненаходимости по отношению к отрицательным эмоциям собеседника.

Иногда возникает вопрос «Оправдан ли отказ в приеме пациента, если не можешь в себе подавить отрицательное к нему отношение?» Это оправдано, так как у каждого ограниченные возможности. Но следует понимать, что если мы испытываем к человеку неприязнь и раздражение – это говорит о том, что в нас сидит именно то, что мы видим в другом, а в себе не видим, подавляем, вытесняем, не замечаем. Евангельские слова о том, что каким судом судим, таким и судимы будем, имеют вполне конкретный смысл. Всегда нужно вынуть бревно сначала из своего глаза, а потом будет видно, как вынуть сучок или соринку из глаза другого.

Труднее всего любить людей ближних, находясь рядом с ними, так как в нас присутствует обидчивости, мнительность.

Непростой вопрос волнует многих: «Связаны ли болезнь и здоровье с духовным выбором человека?» Психолог Т.А. Флоренская, автор книг «Диалог в практической психологии», «Мир дома твоего: психология в жизни» четко и прямо  отвечает, что нарушение здоровья, физического состояния человека зависит от совершенных им грехов. Она же утверждала, что самое важное в мире – это милосердие и в мире нет ничего важнее милосердия. С точки зрения христианской антропологии всякая болезнь есть следствие греха. А грех – это выбор ложных ценностей, руководство ошибочными, неверными взглядами.

Психологические свойства человека не только оказывают влияние на процесс заболевания и выздоровления, но могут обеспечивать устойчивость по отношению к болезни, сопротивляемости и борьбы с ней. Выявлено и влияние болезни на психику. Болезнь меняет настроение человека, его мотивы установки, это в свою очередь воздействует на интеллектуальные и эмоциональные процессы. Поэтому существенное значение приобретают медицинская психология и нейропсихология. Знание психологи помогает и в определении наиболее эффективных методов лечения, чем занимается психотерапия.

Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям общества, следовательно, изучение направленности, способностей и потребностей человека, а также путей формирования мировоззрения, самостоятельности мышления, творческого потенциала невозможно без опоры на психологию. Психология изучает и осуществляет интеграцию данных о человеке на уровне конкретно-научного знания. Б.Г. Ананьев видел в этом историческую миссию психологии, перспективы ее развития. Психология формировалась и развивалась во взаимосвязи с другими областями научного знания.

Единство теории, эксперимента и практики – это необходимое условие развития всей системы психологических наук.

Наука воспитания в самом общем виде изучает процесс воспитания, закономерности теории и практики воспитания в жизни общества. В самом широком плане воспитание включает в себя и обучение, и образование. Воспитание – это явление и социальное, и педагогическое, и психологическое. Оно всегда происходит в особых социальных, общественных условиях, поэтому тесно связано с историей общественного развития.

Самое широкое понятие воспитания – процесс передачи опыта от одного поколения к другому, то есть через воспитание реализуется взаимосвязь поколений и овладение молодежью накопленными богатствами цивилизации.