Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 4

Признаки

компетентности

Содержание

признака

Возможности проявления

признака

1

Выбор мировоззренческой позиции

Система взглядов на объективный мир и место человека в нем; отношение к окружающей действительности и самому себе; основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, ценности, ориентации, принципы познания и деятельности.

Умения обосновать и защитить мировоззренческую позицию; различение разных мировоззрений.

2

Использование теоретических знаний с опорой на первоисточники.

Изучение научных теорий концепций, использование и анализ первоисточников.

Знание библиографии. Понимание первоисточников.

3

Применение методов творческой (исследовательской и преобразовательной) деятельности.

Знание различных методов научного познания; способы и умения взаимодействовать с другими людьми при решении проблемы.

Характеристика выполнения творческой работы.

4

Самоконтроль и самооценка.

Написать саморецензию.

            Мировоззрением называется система взглядов, представлений человека. Оно опирается на всю духовную культуру личности, исходя из основного вопроса об отношении человека к миру. Самое сложное – «высший пилотаж» - это рефлексия, самопознание. Рефлексивные способности проявляются в:

-  ощущении себя осознающем субъектом;

-  способности мысленно представить себе не только существующую, но и воображаемую действительность;

-  контроль собственного психического поведения.

Методология психологии.

            Развитие методологии – одна из сторон развития научного познания в целом. Психология – сравнительно молодая наука (допустим,  по сравнению с математикой и философией). Сегодня можно выделить шесть направлений  реализации в психологических исследованиях методологических основ.

  1. Еще Аристотель сформулировал тезис: «Исследованию души надо отвести одно из первых мест», так как познание души способствует познанию всякой истины, познанию природы. 
  2. Психология – наука о человеке, поэтому и ее принципы, и результаты исследований имеют ярко выраженную мировоззренческую окраску.
  3. ни в одной науке нет стольких трудностей соединения различного в одном, как в психологии. Предмет психологии самый трудный из всего, что есть в мире. Л.С. Выготский подчеркивал, что в психологическом исследовании «… нельзя сделать ни одного шага,  не предприняв тысячи предварительных расчетов и предостережений».
  4. На психологах лежит особая ответственность за публикуемые ими результаты и выводы.
  5. Психологические тесты часто имеют низкую прогностическую валидность, они уже принесли вред обществу и образованию.
  6. Трактовка психического не единственна. В работе каждого психолога присутствует субъективизм.

Самыми опасными нарушениями методологического подхода в психологии следует считать:

-  игнорирование существующего и отражающегося на психике внешнего мира;

-  отрицание не зависимой от сознания реальности;

-  релятивизм как отрицание объективности познания.

Нельзя исключить и противоречий между теоретическими предсказаниями и реально получаемыми эмпирическими данными. В XX веке возрастает и роль психологии в обществе, и ответственность ученых за результаты своей деятельности.

Становление психологического знания имеет длительную историю. На протяжении веков огромную роль в становлении психологии играла философия. Врач и философ древности Гиппократ, основываясь на смещении жидкостей организма, выводит теорию о четырех типах темперамента человека: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Вильгельм Вундт в 1880 году создал в Лейпциге (Германия) первую психологическую лабораторию. В США в XIX веке стали использовать наблюдение и анализ результатов деятельности, а позже - новое научное направление – бихевиоризм, как наука о поведении. В XX веке возник психоанализ, понимающий психологию как науку не только о сознании, но и о бессознательном. К. Юнг разрабатывал теорию коллективного бессознательного, то есть такого, которое не возникает в личном опыте. А. Адлер изучает индивидуальную  психологию. Ныне активно разрабатываются методы психологической диагностики, исследуются такие понятия как душа, дух, духовность.