Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 22

-  обобщенность

-  экспрессивность

-  вариативность

-  глубина понимания.

Воображение и интуиция – фундамент творчества. А что мешает творчеству и творческому развитию личности? Вопрос отнюдь не праздный. Каждому человеку даны от рождения и силы и способности, но далеко не большинству людей удается реализовать их и жить творчески.

Исследованиями Л.Н. Лесохиной было установлено, что очень многое зависит от периода школьного ученичества, от того, как в школе были развиты способности детей и происходило ли духовное «возвышение» их потребностей. Оказалось, что социальное поведение человека на многие годы определяется  способами школьного обучения, что, например, сложившаяся в школьный период психология «троечника» впоследствии может сопутствовать человеку всю жизнь.

Еще одна беда – страх, поглощающий человеческие силы и способности. Страх, что не получится, не удастся справиться, способен парализовать, убить все творческое.

Главным методом активизации творчества, особенно в процессе обучения, выступает мозговой штурм (когда каждый высказывает свое мнение, происходит фокусирование на основном и присутствует готовность критиковать любые устоявшиеся идеи и задавать самые разнообразные вопросы).

            Творчество – целый интегральный акт, преодоление психикой инерции, сосредоточение на объекте. Творческое же воображение заключается в создании новых образов, представлений путем переработки того, что было получено в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Нередко помогают решать творческие задачи сны. Подлинная продуктивность мозга – это его воображение.

«Кто с легкостью воображает – быстрей других соображает» - говорит пословица.

            Творческий процесс может быть описан как метафорическое мышление. В основе творческого мышления – комплекс пространственных образов, неразделимых со словом. В основе такого мышления лежит установление дальних ассоциативных связей, например, осень – старость. Метафоричность помогает снизить смысловое расстояние между отдаленными образами предметов, символами и понятиями. Неожиданное соединение в единое целое нескольких несопоставимых частей – процесс воображения – характерно для творчества.

  В исследованиях выяснилось, что понимание метафор тесно связано с успеваемостью школьников. Отличники быстро, легко и правильно понимают 90% метафор, у учеников с плохой успеваемостью правильных ответов было всего 41%.

Задания студентам*:

-  Составьте рассказы на тему «Дом», используя различные метафоры и идиоматические выражения.

-  Объясните фразы «Горит Восток» и «Горит дом».

-  Что значит идиома «Лезть в бутылку».

-  Раскройте смысл высказывания «Человек семи пядей во лбу».

Психологу, работающему в школе, можно предложить обсудить с учителями-предметниками 9 заповедей творческого учителя:

-  Не соглашайся с ответом ученика, если он затвердил ответ и принял на веру. Требуй доказательств.

-  Никогда не разрешай спор учащихся самым легким способом, то есть попросту сообщив им правильный ответ или верный способ решения.

-  Внимательно слушай своих учеников, лови каждую высказанную ими мысль, чтобы не упустить случая раскрыть для них что-то новое.

-  Постоянно помни – обучение должно опираться на интересы, мотивы и чаяния школьника.

-  Расписание уроков и школьные звонки не должны быть определяющим фактором учебного процесса.

-  Уважай вои собственные «сумасшедшие идеи» и прививай вкус к нестандартному мышлению.

-  Никогда не говори: «Нам некогда обсуждать твою глупую идею».

-  Не скупись на ободряющее слово, доброжелательную улыбку, поощрения.

-  Не бывает постоянной методики и раз и навсегда установленной программы.

Психология таланта.

Уже никто не отрицает, что талант дается нам свыше. Это своего рода шанс совершить, осуществить нечто важное, чтобы идти вперед, расти, развиваться, реализовывать что-то намеченное свыше. Для осуществления таланта необходимо прикладывать душевные или фантазийные усилия, от чего-то отказываясь, что-то изменяя.