Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 23

Увы! Доказано, что талант исчезает, если его обладатель, что называется, зарывает свой дар в песок, боится рисковать или чем-то жертвовать. Если же талант использовать, он растет, множится, приносит радость побед, возможно, и горечь поражений, но обязательно заставляет чувствовать радость и смысл жизни.

Творчество сродни таланту. Творчество способно изменить взгляд человека на вещи и на самого себя, причем так, что он попытается сделать то, на что ранее не решался. Можно дать такое определение таланта – совокупность психофизиологических качеств, необходимых для творческого решения задачи или совокупность способностей. Различают три группы творческих способностей:

1)  связанные с мотивацией, включающие интересы и склонности;

2)  связанные с темпераментом, включающие темперамент;

3)  умственные, связанные и со скоростью, и с глубиной, и с нестандартностью подходов.

Не утихли споры о том, передается ли талант генетически, дар ли он природы или дар обстоятельств.

Близок к таланту и разговор об одаренности. Одаренностью мы называем способность получать результат деятельности, отличаться новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

Ранний талант проявляется в области музыки, рисования. Несколько позже – уже в школьные годы – в области математики, лингвистики, техники.

Помогают выявлению таланта работоспособность и трудолюбие. Талантливый человек одержим страстью к избранному делу, выполняет его успешно, самостоятельно, оригинально.

Зависит проявление таланта также от памяти, гибкости ума, фантазии, воли и глубины интересов.

Умственная одаренность близкая таланту связана с внимательностью, собранностью, систематичностью, готовностью к напряженной работе.

Талантливому человеку ответы на вопросы «что и как» приходят одновременно.

В 1875 году, ученый из Великобритании Ф. Гальток, антрополог, психолог опубликовал труд «Наследственность таланта», где анализировал несколько поколений семьи Бахов, давших миру 60 выдающихся музыкантов и 20 в семье Моцарта.

Есть и противоположное мнение о том, что на потомках гениальных людей природа отдыхает.

Существуют потомственные занятия, профессии, династии. В нашей стране династии актеров Садовских, цирковых деятелей – Духовых, Кио.

Вероятностное прогнозирование.

Человек способен сопоставлять поступающую через анализаторы информацию о наличной ситуации с той, что хранится в его памяти, и информацией о прошлом опыте и на основании этого строить предположение о предстоящих событиях, приписывая им ту или иную степень достоверности.

Человек помнит вероятные результаты прошлых собственных действий: за что раньше получал вознаграждения, что вызывало критику.

Существует два уровня подобного прогнозирования:

1)  как пройдет дальнейший ход событий независимо от действий самого прогнозирующего субъекта, но важных для него. Имеются в виду события, от которых субъект зависит, но не может повлиять на их ход. Если есть твердая опора на прошлый опыт, то это благоприятствует твердому взгляду на жизнь.

2)  прогнозирование хода таких событий, на течение которых влияют действия субъекта или его бездействие.

Именно прогнозирование способствует планированию, выбору действий, ответу на важнейший вопрос: как жить?

Проблемы вероятностного прогнозирования опираются на открытые И.П. Павловым законы о выработке условных рефлексов. Мы слышим звон посуды – у нас текут слюнки – скоро обед.

Практическая психология как методология образования.

Ориентируясь на теоретически разработки и рекомендации А.Г. Асмолова следует выделить семь методологических ориентиров совершенного образования, причем не только для России, но в целом для начинающегося XXI века, когда происходит смена культур: от культуры полезности, характерной для второй половины XIX и всего XX века в культуре достоинства.