Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 42

18.  методология – область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы, организации познавательной и практически преобразующий деятельность.

19.  нигилизм – отрицание всего общепринятого

20.  онтогенез – индивидуальное развитие человека, преодоление противоречий между наследственностью и средой, неравномерное развитие

21.  онтология – теория бытия, учение о сущем, описание сущностных условий бытия.

22.  образование – целенаправленный процесс бучения, воспитания в интересах развития личности, общества, государства.

23.  педология – научное направление конца XIX начала XX века (В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, С. Холл) соединявшее психологию, педагогику, анатомию, проводившее тестирование школьников

24.  радикальность – абсолютизация, безусловное признание

25.  раппорт – эмоциональный резонанс от англ. REPPORT – взаимопонимание, согласие

26.  реакционность – направленность на прошлое

27.  релятивизм – признание, что все носит относительный характер

28.  ригоризм – строгое и неуклонное соблюдение нравственных норм

29.  ригидность – отсутствие гибкости, приводит к инертности и конфликтам

30.  респондент – участник социально-психологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого

31.  скептицизм – сомнение, недоверие

32.  софизм – умозаключение, обосновывающее нелепость, своего рода интеллектуальное мошенничество

33.  система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность и единство

34.  тезаурус – смысловое раскрытие понятий

35.  филогенез – программа развития человечества по ступеням: зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость

36.  холизм – от греч. «весь, целый», теория творческого развития мира на основе идеи целостности

37.  эзотерические школы -

38.  эклектизм – приспособление

39.  эмпатия – эмоциональное понимание другого

40.  эпистемология – наука об истине и знании


Общие вопросы для подготовки к экзамену по курсу «Методологические основы в психологии».

  1. общее понятие методологии.
  2. особенности методологии психологии.
  3. психология и методология образования.
  4. суть рационализма в психологии.
  5. методология познания.
  6. формирование убеждений.
  7. научные убеждения и научные исследования.
  8. религия и психология.
  9. типы личности ученого.
  10. исторические подходы к формированию научного познания.
  11. интуиция, ее роль в познании.
  12. искусство полемики и дискуссии.
  13. учение В.И. Вернадского о ноосфере.
  14. новое в образовательных процессах XXI века.
  15. понятие образовательных технологий и развитие творческого мышления.
  16. вероятностное прогнозирование.
  17. активность мышления и его виды.
  18. научное предсказание и его условия.
  19. научное творчество и особенности личности.
  20. использование различных стилей психологического познания в исследовательской работе студентов.


* Идиома – упроченный в сознании метафорический отбор, готовый целостный блок, близкий фразеологии.

Метафора – иносказание, средство придания речи образности, сравнение. От греческого «перенесение».

[1] Использован материал газеты «Известия» №179, 2003 год.