Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 2

-  Исследование не только самих знаний, но и способов их получения.

Слово «методология» образовано от греческих корней «methodos» - исследование и «logos» - учение. Сегодня выделяют три основных значения этого сложного понятия:

·  Наука о методе.

·  Система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу для данной науки.

·  Совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.

Итак, подчеркнем следующее:

-  Методология – наука о наиболее общих путях познания действительности, т.е. философское знание о наиболее общих закономерностях бытия, об отношении бытия и сознания, о природе и сущности человека.

-  Методология – наука о путях познания истины, т.к.  в ней глубокий познавательный план.

Сегодня значимы проблемы духовности, влияние именно духовности на развитие человека и общества.

Функции методологии.

В ряде исследований выделяют следующие 5 функций методологии любой науки:

  • Концептуальная – выражает основную идею.
  • Структурирование – выделение основ, по которым структурируют качества.
  • Мировоззренческая – определяет взгляд на сущность явлений: материализм; идеализм, агностицизм.
  • Категориальная – определение выстраивание категорий.
  • Идеализация – создание идеальной модели.

Методология выявляет смысл научной деятельности, взаимоотношение ее с другими сферами деятельности, т.е. рассматривает науку с точки зрения практики, общества, культуры и человека.

Методология также решает задачи совершенствования, рационализации научной деятельности, при этом выходя за пределы философии, но опираясь на разрабатываемые ею мировоззренческие и общеметодологические ориентиры и основоположения.

Можно выделить 5 проблем, изучаемых методологией:

  • описание и анализ этапов научного исследования;
  • анализ языка науки, в частности, психологии, в которой множество англоязычных терминов, часто неточно и некорректно используемых в наших исследованиях и теоретических рассуждениях;
  • выявление сферы применяемости отдельных процедур и методов, в частности, таких как тестирование. Хочется напомнить высказывание: «Лучше психолог без теста, чем тест без психолога».
  • объяснение правильных путей доказательств  в психологии, проведения разных типов эксперимента;
  • анализ исследовательских принципов, подходов и концепций, таких как редукционизм, элементаризм, системный подход.

Занимается методология и поисками рациональных методов организации комплексных исследований. В 70-е годы широко развивалась система НОТ – научной организации труда, в том числе и самих ученых.

            Ныне различают философскую и специально – научную методологию. Методология психологии относится ко второму направлению.

Общая методология научного творчества.

Есть общие методологические подходы к проведению любого научного исследования.

            Это прежде всего целостный подход к объекту изучения, рассмотрение его в возникновении, развитии, - т.е. исторический подход к изучению. Нередко позабытое старое вновь возрождается на новой научной основе и живет как бы «вторую жизнь». Важны  воображение, фантазия, мечта.

            Можно выделить 7 этапов любого научного исследования:

  1. Обоснование актуальности выбранной темы.
  2. Постановка цели  и конкретных задач исследования.
  3. Определение объекта и предмета исследования.
  4. Выбор методов (методик) проведения исследования.
  5. Описание процесса исследования.
  6. Обсуждение результатов исследования.
  7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Важно разграничить объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, избранное для изучения. Это – общее. Предмет – то, что находится в границах объекта. Это – частное.