Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 15

В проблеме детерминизма (учения о причинности) главные, решаемые по-разному на разных этапах развития науки, следующие категории:

- общественное и социальное;

- организм и личность;

- коллективное и индивидуальное;

- природное и организованное;

- внешнее и внутреннее;

- обучение и развитие;

В проблеме мышления изучаются многие категории, в частности инсайт – основная характеристика мыслительного акта. Новым подходом выступили вопросы взаимоотношения человек-компьютер. Машина не может быть субъектом мышления. Единственный субъект мышления – только человек.

Сложной выступает категория индивидуальности, изучением которой свыше 10 лет занимаются психологи Калининского Университета. Они выделили и подробно описали 7 сфер индивидуальности:

·  Интеллектуальную

·  Мотивационную

·  Эмоциональную

·  Волевую

·  Сферу саморегуляции

·  Предметно-практическую сферу

·  Экзистенциональную сферу.

Например, главными категориями экзистенциальной сферы («existentia» от лат. существование) выступают вопросы:

- вины и ответственности,

- решения и выбора,

- отношения человека к своему развитию и отношение человека к смерти.

Страх – также важная категория экзистенциалистов. Проблемы самоубийства, его возможные причины – острые и сложные вопросы, связанные с экзистенциальной сферой.

Профессор А.В. Юрович, определяя психологию промежуточной наукой между естественными и гуманитарными дисциплинами, называет ядром, центром 3 следующие категории:

·  для когнитивизма – образ, то есть мышление;

·  для бихевиоризма – действие, то есть поведение;

·  для психоанализа – мотив, то есть бессознательное.

Появились исследования сравнительно новой психологической категории, названной профессором Р.Х. Шакуровым барьером. Суть этой категории в ориентации обучающихся на обязательное преодоление разнообразных трудностей – барьеров.

Развитие личности – категория, раскрывающая изменения безотносительно к любым заранее данным эталонам, образцам, критериям. Развитие – основной способ существования личности.

Анализ категории в их отношении к проблемам психологии начинается с категории отражения, затем важнейшей выступает категория деятельности – реального бытия психического отражения и категория общения. Однако, ни деятельность, ни общение вне субъекта не обладают никакими психическими характеристиками, поэтому категория личности исключительно существенна.

Методологические проблемы психологии личности.

До сих пор в психологии распространены мифы , согласно которым развитие личности выводится из механического взаимодействия двух факторов: социальной среды и наследственности. Еще один миф: цели любой личности тоже только две – стремление к равновесию и выживание. Структуру личности не следует рассматривать как некую коллекцию индивидуальных черт.

            Кратко - новый историко-эволюционный подход - развитие личности рассматривается по такой схеме:

  1. Биологические свойства (темперамент, задатки) являются лишь безличными предпосылками будущего развития.
  2. В процессе жизненного пути они становятся результатом этого развития.
  3. Общество – это условие осуществления деятельности личности.
  4. Только в деятельности человек приобщается к миру культуры.
  5. В ходе совместной деятельности осуществляется социализация личности, т.е. усвоение заданных социальных ролей.
  6. Ролевое поведение – только начальная точка отсчета в развитии личности.
  7. Индивидуальностью становятся, преобразуя мир и самое себя.

Индивидом рождаются.

Личностью становятся.

Индивидуальность отстаивают.

            Проблемы личности находятся в поле внимания всех общественных и естественных наук, практики и духовной культуры. Повсеместно возрастает влияние личности на судьбы исторического процесса. Поступки человека могут как помочь двигаться к вершинам цивилизации, так и привести к полному исчезновению человечества с лица Земли.

ü  Задания студентам для работы в микрогруппах по 3 – 5 человек: