Отчет по производственной коммерческой практике на Шарковщинском райпо Витебского облпотребсоюза, страница 27

Рассмотрев два ассортиментных перечня однотипных магазинов, можно сказать, что в ассортиментный перечень магазина расположенного в городе включено больше разновидностей товаров по таким товарным позициям, как мороженое, колбасные изделия, молочные консервы, карамель и ряд других товаров. Это свидетельствует о том, что специалисты коммерческой службы Шарковщинского райпо при разработке ассортиментных перечней учитывают размеры торговых площадей магазинов, месторасположение. Существенное влияние при этом будет оказывать и оснащенность магазина.

Специалисты коммерческого отдела должны постоянно изучать спрос и учитывать результаты этой работы непосредственно в процессе формирования ассортимента, поскольку стабильность и характер предъявляемого спроса является одним из важных факторов, влияющих на формирование ассортимента. В частности, товары, на которые выявлен четко сформированный спрос, должны быть постоянно в продаже, так как их отсутствие приводит к явным потерям оборота, снижению эффективности деятельности предприятия, ухудшению его конкурентных позиций.

Источниками информации о спросе являются статистическая отчетность, данные бюджетных обследований и домашних хозяйств, оперативные ведомственные материалы, а также сплошные и выборочные обследования.

Спрос при формировании торгового ассортимента магазинов Шарковщинского райпо учитывается не в полной мере. При выявлении его объемов и изучении не используется например, такие трудовые способы как опрос, анкетирование, автоматизированный учет; не ведутся расчеты прогнозируемого объема спроса на предстоящий период. В Шарковщинском райпо ведется более упрощенный учет данного фактора: каждый торговый работник на основании собственных наблюдений за реализацией товаров и заказов потребителей подает заявку работникам торгового отдела райпо на поставку тех или иных товаров. Такая ситуация практически исключает альтернативный и импульсный спрос покупателя, что не способствует росту продажи товаров и расширению ассортимента райпо.

Положительным моментом является наличие в магазинах Шарковщинского райпо сопутствующих товаров, а также учет сезонности спроса, о чем говорит тот факт, что ассортиментные перечни для магазинов райпо составляются на весенне-летний и осенне-зимний период. Учитывается также и сезонность в предложении. Производители не могут круглый год обеспечивать население всеми необходимыми товарами. В частности это касается овощей и фруктов. Некоторые же товары производятся круглый год, но в недостаточном количестве. В таких условиях приходится изыскивать эти товары у зарубежных производителей (крупы, растительные масла и т.д.) либо заготавливать продукты самостоятельно, т.е. производить их засолку, консервирование, мочение. Это позволяет наиболее полно удовлетворить спрос покупателей, что приносит Шарковщинскому райпо доход.

В Шарковщинском районе произошло снижение рождаемости, в результате чего  уменьшилась численность обслуживаемого населения. Это повлекло за собой сокращения численности поступления товаров в магазины райпо. То есть работники учли социально-демографический фактор- рождаемость.

Формирование торгового ассортимента в Шарковщинском райпо зависит также от специализации его магазинов и размера их торговой площади. В специализированных магазинах («Хлеб», «Книги») в  ассортимент включается определенная группа товаров, в неспециализированных («Товары повседневного спроса») - как продовольственные так и непродовольственные товары. Так как Шарковщинское райпо обслуживает население, проживающее в основном в сельской местности, то большинство его магазинов – смешанные. Что касается размера торговой площади, то количество товаров в магазинах прямо пропорционально этой величине, т.е. чем больше торговая площадь магазина, тем глубже его ассортимент.