Отчет по производственной коммерческой практике на Шарковщинском райпо Витебского облпотребсоюза, страница 21

Все формы продажи товаров можно разделить на магазинные и внемагазинные. Магазинная форма представлена пунктами розничной продажи, осуществляющими продажу в стационарных магазинах.

Внемагазинная продажа товаров дополняет торговлю в магазинах, позволяет создать комплексную систему размещения торговли. К ней относят мелкорозничную продажу, передвижную торговлю. Передвижная торговля используется для торгового обслуживания населения малых и отдалённых населённых пунктов, где отсутствует стационарная торговая сеть. Развозная торговля представлена 5 автомагазинами. Для автомагазинов утверждаются ассортиментные перечни, режим работы и маршруты движения. Продажа осуществляется через шофёра–продавца. В Шарковщинском райпо автомагазины обслуживают 109 населённых пункта с населением 3485 человек, находящие на территории района. Обслуживание каждого населённого пункта производится 2 раза в неделю. Среднемесячный товарооборот – 14 млн. руб., при плане 16 млн. руб., в результате чего деятельность автомагазинов убыточна.

1. Мелкорозничная торговля – предполагает продажу товаров повседневного и наиболее частного спроса и оказания услуг вне магазина. При помощи этой формы продаются такие товары как: овощи, фрукты, цветы, печатные издания и т.п.

Имеются свои плюсы при этой форме:

o быстрота развертывания, перемещения;

o высокая подвижность;

o представляет большое удобство для организации сезонной торговли.

Мелкорозничная торговая сеть в Шарковщинском райпо составляет 15,8% или 12 единиц.

Развозная торговля – продажа товаров осуществляется с передвижных средств. Это одна из внемагазинных форм торгового обслуживания. Ассортимент автомагазинов включает товары повседневного спроса в соответствии с утвержденным ассортиментным перечнем. Используется для обслуживания мелких населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети, сельских тружеников в местах приложения труда. Она составляет 6,6% от общего количества организаций розничной торговли или в количестве 5 единиц.

К магазинным формам продажи относят:

продажа уцененных товаров – форма организации розничной торговли, характеризующаяся уценкой стоимости находящегося в продаже товаров, частично потерявших свое первоначальное качество, устаревших моделей, фасонов и т.д..

распродажа – продажа товаров к отдельным датам на льготных условиях в течении ограниченного срока.

сезонные ярмарки, базары – форма организации торговли товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, в определенную дату и в определенном месте.

выставки-продажи - предварительная демонстрация и последующая продажа определенных товаров.

фирменная торговля – непосредственно через фирменные магазины. Также могут быть и такие формы торговли как:

- комиссионная торговля;

- продажа по подписке;

- заказ товаров по телефону;

- посылочная торговля.

Данные Шарковщинского райпо по используемым формам продажи использованы в таблице 8.1.

Таблица 8.1. - Формы продажи товаров в Шарковщинском райпо

    за 2003-2005 годы.

Формы продажи

Годы

2003

2004

2005

Кол-во

Уд.

вес, %

Кол-во

Уд.

вес, %

Кол-во

Уд.

вес, %

1. Магазинная

69

79,3

63

77,8

59

77,6

2. Внемагазинная

18

20,7

18

22,2

17

22,4

Итого:

87

100

81

100

76

100

Проанализировав данные таблицы 8.1., можно отметить, что из года в год розничная сеть с магазинной формой продажи сокращается за счет уменьшения числа действующих в Шарковщинском райпо магазинов. Так в 2005 году количество магазинов в удельном весе составило 77,6%, а этот показатель в 2003 году составлял 79,3%. Количество внемагазинных торговых форм продажи в 2003-2004 гг. не изменялось и составили 18 единиц, а в 2005 г. уменьшилось до 17 единиц, что в удельном весе по годам составило – 20,7%, 22,2% и 22,4%. Но рост удельного веса объясняется снижением доли магазинных форм продажи.