Отчет по производственной коммерческой практике на Шарковщинском райпо Витебского облпотребсоюза, страница 22

Преимущество внемагазинных форм продажи перед магазинными в том, что они не требуют стационарного помещения, возможность быстрого развертывания, перемещения, т.е. высокая подвижность, представляет большие удобства для организации сезонной торговли и многое другое.

На ряду с формами следует рассмотреть и методы продажи товаров, для чего обратимся к таблице 10.2.

Таблица 8.2. - Методы продажи товаров в Шарковщинском райпо

     за 2003-2004 года.

Методы продаж

годы

2003

2004

сумма

Уд. вес,%

сумма

Уд. вес,%

Самообслуживание

2523840

42,8

3897344

51,2

Традиционный

2677020

45,4

3021964

39,7

По образцам

697053

11,8

692692

9,1

Итого:

5897913

100

7612000

100

Данные таблицы показывают, что доля продаж методом самообслуживания увеличилась в 2004 году по сравнению с 2003 г. и достигла 51,2%. На втором месте находится традиционный метод.(45,4% - 2003 г. и 39,7 – 2004 г.).

Существуют рекомендации по использованию наиболее оптимальных форм розничной продажи для отдельных групп товаров.  Информация по использованию различных методов продажи товаров представлена в таблицах 8.3. и 8.4.

Таблица 8.3. - Использование методов продажи товаров по Шарковщинскому

    райпо на 01.10.2005 г.

Товарные группы

Рекомендуемый метод продажи

Используемые методы продажи

Хлеб

самообслуживание

традиционный, самообслуживание

Кондитерские изделия

традиционный

традиционный, самообслуживание

Молоко и молочная продукция

самообслуживание

традиционный, самообслуживание

Мясо

традиционный

традиционный

Ликероводочные изделия

традиционный

традиционный

Сыры

традиционный

традиционный

Чай

традиционный, самообслуживание

традиционный, самообслуживание

Шоколад

традиционный, самообслуживание

традиционный, самообслуживание

Электротовары

самообслуживание, по образцам

традиционный, по образцам

Обувь

самообслуживание, по образцам

традиционный, самообслуживание

Одежда и белье

традиционный, самообслуживание, по образцам

традиционный, самообслуживание

Как видно из таблицы 8.3., рекомендации по продаже проанализированных групп товаров соблюдаются в целом по райпо, но исполнение данных рекомендаций зависит от типа магазина.

Таблица 8.4. - Использование методов продажи товаров в разрезе

    типов магазинов на 01.10.2005 г.

Типы магазинов

Методы продажи

Супермаркет

традиционный, самообслуживание

Продтовары

традиционный

Промтовары

традиционный, самообслуживание

Специализированный по продаже отдельный групп непродовольственных товаров

традиционный

Как видно из таблиц 8.3. и 8.4., для определенных групп товаров существуют рекомендуемые методы продажи. И используемые методы не всегда совпадают с рекомендуемыми. Так, например, для молока и молочной продукции рекомендован не только традиционный метод обслуживания, но и прогрессивный - самообслуживание. Однако в магазинах райпо самообслуживание по данной группе товаров не используется по ряду причин: в некоторых магазинах небольшая торговая площадь, не позволяющая организовать отдел по продаже товаров методом самообслуживания, нежелание брать дополнительную ответственность за сохранность товарно-материальных ценностей продавцов и др. Такая же ситуация наблюдается и по таким группам товаров как ликероводочные изделия, сыры, из непродовольственных – одежда, белье и обувь.


9. Дополнительные услуги оказываемые населению