Происхождение философии. Современные концепции происхождения философии. Общеисторические предпосылки происхождения философии. Феномен интуиции, страница 9

Начало новых цивилизационных преобразований, если судить о них с археологической точки зрения, кажется совершенно неуловимым и непонятным. В Греции, например, как накануне VIII века, так поначалу и в течение всего этого столетия, люди жили и продолжали жить в мире небольших хозяйственно автономных деревенских общин. Основную часть населения и раньше, и в VIII веке составляло крестьянство. Арис­тократическая часть греческого общества мало чем отличалась по об­разу жизни от крестьян. Рабов было еще очень мало. Практически не было больших общественных зданий, храмов и тем более театров. И все-таки в VIII веке начинается какое-то странное оживление всей жиз­ни людей. Начинается, например, колонизационный процесс, но ника­кой сколько-нибудь заметный демографический подъем ему не пред­шествует. Появляется новая форма человеческих объединений — по­лис, но основным признаком его возникновения остается всего лишь так называемый синоикизм, то есть совместное поселение нескольких ранее обособленных деревенских общин. Возникает и письменность, но никакого сходства с письменностью Микенской эпохи она уже не имеет. Теперь это уже алфавитная письменность, дошедшая и до наше­го времени.

Аналогичные процессы происходили и в Индии, с тем отличием, что здесь они сплетаются с процессом проникновения индоарийских пле­мен в долину Ганга и складыванием системы варн (сословий). Хроно­логически весь этот период был еще более растянутым и постепенным. Единственное, о чем научные данные говорят со всей определеннос­тью, так это о том, что эти процессы намечаются еще в X веке, а завер­шаются, как и в Греции, к середине первого тысячелетия. Но к этому времени мы находим в долине Ганга, на том месте, где когда-то были сплошные джунгли, большие города с развитым ремеслом, торговлей и политической жизнью. В какой конкретно момент времени происходит перелом от эпохи «смутных» по своему характеру и значимости перемен к эпохе становления новой цивилизации, археология сказать,

! по крайней мере в настоящее время, просто не в состоянии.

И, наконец, в Китае в первой половине VIII века происходит, казалось бы, тоже рядовое для эпохи межплеменных столкновений и этническо­го противоборства событие — столица Западного Чжоу переносится далеко на восток, а на прежнем месте некоторое время спустя посте­пенно складывается устойчивый комплекс так называемых срединных царств. Срединные царства находились в постоянных контактах с этни­чески разнородными малыми и крупными социально-политическими общностями. В отдельные периоды число этих государств доходило до двухсот, от которых к середине первого тысячелетия, когда происходит пышный расцвет китайской цивилизации, остается менее тридцати.

Неспособность археологии зафиксировать момент перелома от кйн-ца переходной эпохи к началу нового этапа преобразований, знамену­ющих собой зарождение цивилизаций второй волны, связана с тем об­стоятельством, что никаких материальных изменений феномен «пере­лома» фактически и не требует. Множество «элементов», в роли кото­рых выступают общины самого разного типа, начинают устанавливать между собой внутреннюю связь. Их старые, ранее обособленные «функ­ции», в свою очередь, утрачивают стихийный характер и, притираясь, начинают обретать общую «структурную» взаимообусловленность. С

I психологической точки зрения этот «перелом» потребовал все­го лишь массового осознания того факта, что форма силового разре­шения всех жизненных проблем, связанных с расселением и претензи­ей на единовластное владение всей территорией, губительна для всех. С этнической точки зрения этот же «перелом» означал, что за время долгого соперничества племенная структура продолжала распадаться, поскольку общины, принадлежащие к разным родам, вынуждены были селиться рядом, обмениваться друг с другом продуктами своего труда и вступать в брачные отношения, постепенно складываясь в новый эт­нос. И, наконец, с политической точки зрения этот же «перелом» свидетельствовал о начале договорных отношений нового типа между прежними носителями власти, в роли которых могли выступать и мел­кие царьки, и вожди племен, и родовая знать, и выборные представите­ли отдельных общин. Содержанием всех этих договорных отношений «нового типа», удовлетворяющим всех людей, уставших от бесконечных раздоров, могло быть только одно — признание принципов есте­ственного права на владение той территорией, которая на момент дого вора некоторой общиной оказалась уже занятой.

Все эти психологические, этнические и политические перемены имел» один и тот же итоговый смысл, но двоякую — объективную и субъек тивную — значимость. Для повседневной жизни людей особо знач» мым был тот факт, что время стихийного передела территорий, порож­денного миграционными процессами и противоборством разнотип­ных этносов, в основном закончилось, и наступило время стаби­лизации. Именно этой, новой и желанной ситуацией объясняются и начавшееся оживление реальной жизни, и его «странные» проявления, Греческая колонизация создает новые возможности для той части насе­ления, которая недовольна стабилизацией, и одновременно устраняет эту наиболее беспокойную часть из метрополии. Стягивая население окрестных деревенских общин под защиту крепостных стен, практика синойкизма создавала гарантию для нормализации повседневного бы­тия. Вместе с тем открывались новые возможности для развития ремес­ла и торговли, а в дальнейшем и для превращения зарождающегося полиса в политически оформленную целостность. Внутри полиса его население практически с самого начала оказывается разделенным на три сословия — родовую знать, крестьян и ремесленников, с их особы­ми интересами и политическими ориентациями. И, наконец, письмен­ность, создаваемая по алфавитному принципу, новому для всех без ис­ключения этнически разнотипных частей городского населения, созда­вала реальные условия не только для экстенсивного развития общегре­ческой цивилизации, но и для радикальной трансформации ее духов­ной культуры.