Происхождение философии. Современные концепции происхождения философии. Общеисторические предпосылки происхождения философии. Феномен интуиции, страница 7

Характеризуя этнические трансформации, исследовательская мысль практически совсем не задумывается над тем, что этнические взаимо­действия всегда избирательны. Очаги цивилизаций первой волны были окружены первобытными племенами. И поскольку сложившаяся хозяйственная жизнь деревенской общины была в принципе несовмес­тимой с жизнью первобытной общины, постольку их этническое взаи­модействие носило исключительно внешний, либо силовой, либо осно­ванный на взаимном интересе случайный (например, обменный) ха­рактер. Но дорийцы, арии и цюаньжуны, а также племена ди, принадле­жащие к «скифскому миру», были преимущественно скотоводчески­ми по характеру своей хозяйственной жизни, сочетающими пастушес­кий образ жизни с относительной (временной) оседлостью, собира­тельством, а иногда и с земледелием. Для коренного населения ослаб­ленных и угасающих цивилизаций первой волны они, конечно же, были «чужеродными пришельцами», «варварами» и поначалу наиболее страшной угрозой. Но не забудем, что само коренное население вело «полуземледельческий, полупастушеский» образ жизни, в принципе вполне совместимый с образом жизни пришельцев. Различие меж­ду коренным населением и пришлыми племенами было различием между двумя типами цивилизаци-онного становления, способными к внутрихозяй­ственному взаимодействию и на этой основе сна­чала к этнокультурному, а затем и к социально-политическому единению. Если с этой точки зрения посмот­реть на так называемые «темные века» и кажущиеся хаотическими про­цессы «смутного времени», то общая картина всего переходного пери­ода приобретает закономерный и позитивный смысл — смысл стихий­ной и глубинной подготовки нового цивилизационного подъема. Имен­но в этот период, по крайней мере, в тех трех регионах, о которых у нас идет речь, закладываются объективные и субъективные предпосылки цивилизаций иного, радикально обновленного типа.

Цивилизации первой волны были еще внутренне гомоген-н ы: они вырастали на едином хозяйственном (земледельческом) осно­вании, по отношению к которому пастушество, а точнее говоря, стой­ловое содержание скота, всегда оставалось вспомогательным, спонтан­но вырастающим видом хозяйствования. Столь же спонтанно, по мере нарастающей необходимости, складывалось ремесленное производство, возникала торговля, а по всей вероятности, и система так называемой царской власти. И, наконец, в качестве субъективного основания в это время повсеместно выступает один и тот же интеллект оседлого земле­дельца и интуиция как способ его непрерывного обновления.

В процессе переходного периода столь же сти­хийно начинает складываться новое внутреннее, но уже гетерогенное основание, на котором в дальней­шем и начинают бурно развиваться цивилизации второй волны. Исход­ным элементом этого основания становится разнородность хозяйствен­ной жизни нового этнического целого. «Пришельцы» принесли с со­бой столь же длительно и спонтанно складывавшиеся навыки и опыт кочевого скотоводства, выросшего из пастушеского способа жизнедея­тельности. Перекочевав в местность, экологически выгодную для зем­леделия, пришельцы встали перед необходимостью либо перенимать опыт оседлого земледелия, либо искать новые экологические ниши, более благоприятные для сочетания земледелия со скотоводством, но уже не кочевого, а полупастушеского типа. Оптимум и был найден в переходе к более интенсивным способам земледелия (например, с ис­пользованием тяглового скота и железного плуга) в сочетании, напри­мер, с овцеводством. Вторым элементом этого же основания становят­ся ремесло и торговля. Разнородность хозяйственной жизни делает их специализированными формами личностного бытия, ориентирован­ными на организацию элементарного и эквивалентного обмена между продуктами пастушества и земледелия. И, наконец, еще одним элемен­том складывающегося единого основания становится новый тип влас­ти, внутренне разнородной по своему существу и потому возможной только через стихийно складывающуюся согласованность действий раз­ных людей, живущих рядом друг с другом, заинтересованных друг в друге, но принадлежащих к существенно отличающимся друг от друга социальным общностям.

Второй особенностью интересующего нас переходного периода яв­ляются изменения в сфере субъективного отношения к тем переменам, которые произошли в реальной жизни людей.

Духовный мир кочевника, перешедшего к пастушескому образу жизни, отличался от духовного мира оседлого земледельца целой сово­купностью черт, порожденных той средой его природного обитания и созданной его далекими предками культуры, в которую индивид был постоянно погружен. Если последовать за типологией восприятий, раз­работанной Леруа-Гураном, то способ восприятия пространства ко­чевником-скотоводом придется отнести к промежуточному типу. Это был «статический» и одновременно «маршрутный» тип. С первых и до последних дней своей жизни скотовод находил себя внутри одного и| того же циклически повторяющегося и в этом смысле неизменного Мира, — посреди бескрайней степи, над которой простиралось без­брежное небо. Но этот кажущийся вечным и бесконечным Мир не был для него внешним и чуждым: вслед за своим стадом передвигался и сам кочевник, ощущая себя составной частью этого мира и одновременно прокладывая по своему выбору и разумению путь от одного пастбища к другому.