Происхождение философии. Современные концепции происхождения философии. Общеисторические предпосылки происхождения философии. Феномен интуиции, страница 8

Своеобразным был и интеллект кочевника-скотовода. В своих глав­ных чертах он тоже занимал промежуточное место между интеллектом первобытного охотника и интеллектом оседлого земледельца. С пер­вым его соединяла зависимость от жизни рода и родовой памяти, со [ вторым — сезонная оседлость и индивидуальная (семейная) активность пастушеского периода жизни. Но устойчивость родовой жизни скреп­лялась уже не только ритуалом, но еще и необходимостью периодичес­ких массовых перекочевок и связанной с этим организованностью и суровой дисциплиной. Спонтанная готовность соблюдать внутреннюю дисциплину поведения диктовалась и другими жизненными обстоятель­ствами (например, длительной засухой или падежом скота), оставляв­шими в качестве единственной возможности для выживания всего рода набег на соседние оседлые народы и насильственный захват созданных ими благ. Такой способ существования постепенно и неуклонно выко­вывал не только стихийную дисциплину мышления, его внутреннюю логику, но и способность принимать на веру родовые представления о началах жизни рода и пределах космического бытия. Опора на веру и обусловленная жизнью рода внутренняя дисциплина («родовая логика») индивидуального мышления отличают этот тип интеллекта и от мифомышления (с его опорой на доверие и «логику» воображения), и от интеллекта осед­лого земледельца.

Не бывает, конечно, ни «чистого» мифомышления, ни таких же «чи­стых» типов интеллекта оседлого земледельца или кочевника-скотово­да. В реальной жизни между ними всегда остается множество перепле­тений и переходов. Эти переходы и сплетения всегда были и будут, по-| скольку принципиальная возможность для них исторически предзадана в едином для всего человеческого рода устойчиво сохраняющемся алгоритме «знак — совместное переживание — предмет культуры — память». Именно эта, ставшая обязательной и универсальной струк­турообразующая связь создает ситуацию свободы в ее социально обусловленных трансформациях и в разнообразии вариантов чувственнос­ти и мышления. Но эта свобода всегда ограничена, будучи обусловлен­ной массовым взаимодействием людей, характером их жизнедеятель­ности, региональными (в том числе экологическими) условиями и, на­конец, длительностью того времени, в течение которого все эти факторы воздействуют друг на друга. Об этом приходится помнить, и это приходится понимать, поскольку феномен веры в его генезисе до сих пор в достаточной мере не осмыслен. На наш взгляд, теорети­чески феномен веры следует столь же строго от­личать от феномена до-верия, характерного для мифомышления, сколь строго в концептуальном смысле приходится различать религию и мифоло­гию. Но в практическом отношении субъективный мир кочевника остается в полном смысле этого слова религиозно-мифологическим.

Суть и смысл всего переходного периода в Древней Индии, Греции и Китае заключается именно в том, что там сложились объективные и субъективные предпосылки для интенсивного и длительного по време­ни формирования новых этнических общностей. Активную роль при этом пришлось играть индивидам с самым разнородным жизненным опытом, с существенно разным интеллектом и весьма различающими­ся способами восприятия...прежних Миров. Но отныне, здесь и сейчас, приходилось жить вместе, жить в одном и том же существенно усложнившемся Мире и искать для этого Мира совершенно новые ори­ентиры.

4. СТАНОВЛЕНИЕ ГЕТЕРОГЕННОГО ТИПА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ. ФЕНОМЕН ЗНАНИЯ

Нашей новой задачей становится обнаружение того всеобщего основания, на котором некоторые региональные варианты духов­ного поиска обретают один и тот же инвариантный смысл, независимо от различий, которые неизбежны в условиях исторической и географи­ческой изоляции исследуемых регионов. Дело в том, что отмеченная выше синхронность исторических преобразований во всех трех регио­нах отнюдь не может стать решающим аргументом по отношению к нашей конечной цели — пониманию того, как стал возможным в принципе феномен философской формы духовной жизни людей. Про­гресс исторического знания может внести, а можно сказать, даже на­верняка внесет в эту картину множество уточнений. Единственное, в чем заключался смысл нашего исторического анализа, это установле­ние определенного сходства в глубинных закономерностях развития и в основных тенденциях целостного развития этих регионов. В том, что такое сходство есть, у нас нет никакого сомнения. Отсюда возникает новый вопрос, имеются ли соответствия (и если имеются, то какие кон­кретно) между изменениями в материальной жизни людей и теми сдви­гами, которые происходят в их внутреннем, субъективном мире, в их духовной жизни накануне возникновения философии.

Чтобы разобраться в этих трудностях, необходимо довести до конца анализ исторических предпосылок и условий, которые тоже предшеству­ют возникновению философии, но уже совершенно иначе, чем прежде, поскольку теперь они непосредственно входят в само содержание про­цесса возникновения, становясь его уникальной внутренней формой.

Два исторически значимых факта должны стать теперь предметом нашего особого внимания.

1. В VIII—VII веках во всех этих регионах начинаются новые цивилизационные преобразования. Будучи поначалу совершенно непримет­ной, вторая цивилизационная волна поднимается затем с нарастаю­щим ускорением. Этот процесс непрерывного усиления и расшире­ния, поражающий воображение современных исследователей, продол­жается примерно два столетия.

2. К VI—V векам в каждом из этих регионов завершается становление самобытной и богатой духовной культуры, внутри которой в конечном счете и возникает философия.