Происхождение философии. Современные концепции происхождения философии. Общеисторические предпосылки происхождения философии. Феномен интуиции, страница 6

В IV—II тысячелетиях во всех этих трех регионах начинается вторая, теперь уже городская стадия становления цивилизаций. В Индии в до­лине Инда возникает высокоразвитая городская культура, названная историками цивилизацией Хараппы. По территории она превосходила аналогичные цивилизации Древнего Египта и Двуречья и ничуть не уступала им по своему развитию. Об этом свидетельствуют такие при­знаки, как плановая застройка городов, наличие двух- и даже трехэтаж­ных зданий, развитое ремесленное производство и торговля, наличие искусства и письменности. На Балканском полуострове в III—II тыся­челетиях складывается сначала Минойская цивилизация (на Крите), а затем и Микенская — на других островах и в материковой части Гре­ции. Минойская и Микенская цивилизации отличаются множеством дворцовых хозяйств и мощными цитаделями, развитым бюрократичес­ким аппаратом и письменностью, ремеслом и богатым искусством. Раскопки обнаруживают здесь, например, на острове Тире, мощеные улицы и трехэтажные здания с богатыми росписями. Все земли обычно делились на две категории, одна из которых находилась в частном владе­нии, а другая — в общинном. Примерно в это же время складываются первые прогогородские цивилизации и в Китае. Особое место среди них занимал раскопанный в Хэнани «великий город Шан», как его име­нуют древнейшие «гадательные надписи», найденные там же. Во всех трех регионах государственное устройство имело сходные черты. Это сходство выражалось в наличии более или менее деспотической царской власти, частых конфликтах и практиках временных объединений, а также в стремлении нарождавшейся знати поставить под свой контроль осталь­ных граждан, в роли которых выступали свободные земледельцы — гла­вы патриархальных семей.

В течение второго и на переходе к первому тысячелетию все эти первые городские цивилизации погибают. Начало упадка в хараппской культуре относится к XX—XIX векам, и к XVI веку упадок обнаружива­ется уже в весьма выраженных формах. В Греции начало упадка микен­ской культуры относится к XIII веку, а последний дворец погибает в конце XII века. Цитадели разрушаются. Крупные монументальные по­стройки исчезают. Замирает городская жизнь, и ослабляется государ­ственный контроль, хиреет торговля, и, наконец, исчезает даже пись­менность. На рубеже II и I тысячелетий погибает и государство Шан в Китае. На его месте поначалу складывается сравнительно большое, хотя и непрочное государственное образование, которое носит название За­падного Чжоу, но и его история в VIII веке завершается, и на том же месте возникает множество самостоятельных государств.

Поначалу историки чуть ли не единодушно объясняли этот факт вне­шними причинами, в первую очередь нашествием чуждых племен — арийских племен в Индии, вторжением в Грецию с севера Балканского полуострова дорийских племен и мощным давлением варварской пе­риферии на территорию Западного Чжоу в Китае. Но к настоящему времени у археологов и историков складывается все более твердое убеж­дение в том, что среди причин и обстоятельств, вызвавших во всех этих регионах упадок культуры, на первом месте (и по времени, и по существу) стоят внутренние процессы. Внешние климатические и тектони­ческие катастрофы, конфликты с соседями и миграционные волны лишь накладываются на внутренние слабости, истощая внутренние резервы и придавая всей совокупной ситуации трагически неотвратимый ха­рактер и смысл.

Первые цивилизации оказались неустойчивыми по многим причи­нам. Очаги производящей экономики нуждались в защите от внешних, разрушительных воздействий, какой бы конкретный характер они ни носили. Но сложившаяся власть при всей ее кажущейся централизации была слишком слабой, чтобы консолидировать внутренние силы как для противодействия природным стихиям, так и для защиты от натиска чуждых племен и тем более мощных межплеменных союзов. Деревен­ские общины были внутренне едины, но кроме начинающейся коопе­рации, вызванной зарождением ремесла и обмена, прочных связей между собой еще не имели. Тем более слабыми были «неформаль­ные» связи между индивидами, принадлежащими к разным деревенс­ким общинам. Все это в совокупности и определило постепенное ос­лабление и конечную гибель первых цивилизаций.

Что же касается так называемого «вторжения» чуждых племен и «за­воевания» ими тех территорий, на которых располагались первые циви­лизации, то, как нам представляется, подлинный смысл этих событий по сути дела еще не осмыслен. Первый шаг в приближении к пониманию общей картины перемен был сделан археологами. Какое-то время тому назад значение «завоеваний» и «вторжений» явно преувеличивалось, поскольку им отводилась решающая роль как в разрушении старых цивилизаций, так и в последующем возрождении и принципиальном обновлении тех цивилизаций, которые пришли им на смену. Факты зас­тавили внести существенные коррективы в эту картину. В первую оче­редь обнаружилось, что наиболее интенсивные миграционные про­цессы происходят во всех трех регионах слишком поздно, чтобы припи­сать им решающую роль в гибели первых цивилизаций, но слишком рано, чтобы отвести им такую же решающую роль в непосредствен­ном рождении тех цивилизаций, в недрах которых и возникает филосо­фия. Проникновение дорийских племен на территорию Греции начина­ется в XIII веке. Окончание миграционных процессов внутри греческо­го мира и установление межплеменной стабильности приходится на X век. А новый цивилизационный подъем начинается только в VIII веке. Вполне сопоставимы с этим хронологические вехи проникновения арий­ских племен в Индию (XII—X века) и становления Магадхско-Маурийс-кой эпохи (середина первого тысячелетия). Временные границы наибо­лее интенсивного варварского давления в Древнем Китае более размы­ты, но и здесь временной интервал между гибелью Западного Чжоу (VIII век) и особо интересующей нас эпохой Чжаньго (VI—IV века) остается весьма значительным. Хронологические уточнения позволяют сделать вывод, что содержанием этого относительно самостоятельного периода в истории Древней Индии, Греции и Китая являются не столько демографические катаклизмы (бурные миграционные процес­сы), сколько крайне медленные и постепенные этнические преоб­разования, имеющие исключительно важный социальный смысл — переход к новому этапу стабильных взаимоотношений в общественной жизни людей. Таковы факты, установленные современной наукой и положившие конец упрощенным представлениям о возникновении цивилизаций второй волны. Но есть еще две особенности у этого п е -реходного по сути дела периода, последствия которых кон­цептуально еще не оценены.