Происхождение философии. Современные концепции происхождения философии. Общеисторические предпосылки происхождения философии. Феномен интуиции, страница 16

Возникновение и усиление имущественного неравенства в эпоху Чжаньго привело, с одной стороны, к отмене общинных переделов зем­ли, к захвату плодородных земель и к волнениям земледельцев, а с дру­гой — к резкому падению нравов и внутренним междоусобицам, по« рожденным алчностью и корыстолюбием представителей наследствен­ной аристократии. Чтобы противостоять коварству и лицемерию знатя и успокоить народ, правители стали привлекать на службу, в том числе в качестве первых советников, многочисленных потомков обедневших ветвей аристократических семейств, составляющих особый социальный слой, — ши. Внутри этого слоя и появляются люди, обладавшие «про­фессиональным» знанием не только искусства управления, но и ритуа­лов, музыки, искусства гадания и других видов духовной культуры. Одни из них были странствующими учеными, которых время от времени привлекали на государственную службу, другие открывали частные школы, где они обучали необходимому знанию своих многочисленных учеников. Одним из многих частных учителей был и Конфуций. В его школе учили не столько ритуалам и искусству управления, сколько са­мой способности различать поведение цзюнь-цзы («благородного мужа», «совершенномудрого») от поведения сяо жэнь («людишек»), то есть тех индивидов, которые в своих поступках руководствуются низ­менной выгодой. Эпоху Чжаньго называют «Золотым веком» китай­ской философии, временем соперничества «ста школ», среди которых были и конфуцианство, и моизм, и даосизм, и легизм. Все эти основные философские школы вышли из слоя частных (свободных!) учителей, все испытывали острую боль за политическую смуту той поры и все искали праведный путь (Дао—Путь), соединяющий жизненную правда каждого индивида и всеобщий порядок мироздания. Именно эта реф­лексия над самой мудростью как идеальным образ! цом поведения индивида в любой сфере его жизнедеятельности и отличает философию от спон-1 танно и интуитивно складывающейся мудрости.

Феномен античной мудрости заметно отличался от китайской и ин­дийской своей рационалистичностью и зависимостью от складывавшихся форм общественного сознания. Накануне VI—V веков в Греции начинает складываться целый ряд особенных форм, среди которых наи­более отчетливо выделяются политическое сознание и античная наука. В зависимости от них осознаются нравственность и религиозное созна­ние, формируется художественное и обыденное сознание. Специфика формирования этих видов сознания по сравнению с аналогичными процессами в Индии и Китае заключается в раннем появлении некото­рого множества особенных, но претендующих на универсальность об­разцов (эталонов), на которые начинают ориентироваться разные по своим наклонностям индивиды. Обыденному сознанию с его ориента­цией на здравый смысл начинает противостоять политическое созна­ние с его эталоном власти как таковой, способной существовать и в форме тирании, и в формах олигархии или демократии. Складываются наука с ее эталоном — преклонением перед точным и истинным знани­ем, религия с ее ориентацией на веру, нравственность и ее эталон все­общего блага и т.д. Свобода выбора некоторого эталона каждым из ин­дивидов была, конечно, исторически ограниченной, но все же несопо­ставимой с тем, что имело место в Индии и Китае.

На исторически своеобразной духовной почве Эллады формирует­ся античный тип мудрости, ориентированный либо на предельную лю­бознательность, либо на деятельное преодоление крайностей как внут­ри каждой формы общественного сознания, так и между ними. Блестя­щий пример житейской мудрости представляет гомеровский Одиссей, сочетающий в своем поведении жажду новизны, предприим­чивость, умение найти выход из любого трудного положения и внут­реннее мужество. В сфере социальной жизнедеятельности людей под­линным образцом становится политическая мудрость Соло­на. Выходец из знатного рода, поэт и купец, человек высокой культуры Солон был наделен властными полномочиями в самый критический момент истории Афин. В своих реформах он сумел найти такой путь гражданского компромисса между требованиями демоса и знати, кото­рый обеспечил расцвет афинского полиса. Кроме Солона, в знамени­том каноне семи мудрецов называются и другие политики, и каждый раз ореол мудрости связывается народной молвой с утверждением прин­ципа «золотой середины», реализуемой либо в добровольном отказе от абсолютной власти, либо в законотворчестве, утверждающем благо для всех граждан. Религиозная мудрость находит свое выра­жение в веротерпимости, и на этом фоне особо выделяются теокосмогонические фантазии поэтов Орфея и Мусея, а также выраженные в прозе мифопоэтические попытки Ферекида отыскать единые основа­ния для универсальной религии.

От всех этих специфических разновидностей мудрости античную философию отличает рационалистическая рефлексия   над   самим   мышлением,   создающим   эффеш мудрости как таковой.

Как известно, древнегреческая философия началась не в самой Гре­ции, а в Ионии. И этот факт далеко не случаен. Здесь на заселенном греками побережье Малой Азии за крепостными стенами, отделяющими поселенцев от этнически чуждого им окружения, раньше всего на­чинается интенсивная городская жизнь и налаживается морская тор­говля. Еще в первой половине VII века бурно развивающиеся город Ионии Милет и Эфес стали пионерами чеканки монет из золота и се­ребра и притом большого достоинства, будучи предназначены, оче­видно, для крупных обменных операций. Не мудрено, что именно здесь. в ностальгическом отдалении от метрополии впервые пробуждается дух общегреческого единства. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен были гражданами Милета. Гераклит был родом из Эфеса. Выходцами из Ионив были Пифагор и Ксенофан. Из италийской школы пифагорейцев вышел и Парменид. Но главное было в том, что всех этих философов объединя­ла фактически одна и та же поисковая цель — найти непреходящую основу бытия; понять, из чего все возникает и куда вновь возвращается; осмыслить, на что все обменивается в своих бесконечных превращени­ях. «Вода» Фалесаи «воздух» Анаксимена, «огонь» и «логос» Геракли­та, «числа» Пифагора и «бытие» Парменида — были первыми мысленными аналогами и символами, метафорами и понятиями, с помощью которых философия начинает ставить и решать свои собствен­ные проблемы. Мысль Гераклита о том, что «все обменивается на огонь и огонь на все подобно тому, как все вещи обмениваются на золото и золото на все вещи» [25. С. 22], и идея Парменида о том, что только бытие может быть мыслимо, — предельно близки друг другу и столь же предельно далеки от первобытной мифологии.