Происхождение философии. Современные концепции происхождения философии. Общеисторические предпосылки происхождения философии. Феномен интуиции, страница 4

Третий факт является для нас особо значимым. Внутри некоторого множества маленьких, но внутренне единых земледельческих «остров­ков», пространственно обособленных как от всей первобытной родоп-леменной ойкумены, так и друг от друга, начинает складываться прин­ципиально новый духовный мир индивидов.

По мнению Леруа-Гурана, есть два главных типа восприятия пространства. Один тип — динамический и «маршрутный». Человек в этом случае воспринимает пространство как бы двигаясь через него, и лишь в процессе этого движения упорядочивает мир, давая имена разным существам и запоминая места, в которых он находит природный мате­риал для своих орудий. Такой способ восприятия характерен для бродя­чих охотников и собирателей: пространство для них — это и есть в пер­вую очередь путь. Другой тип Леруа-Гуран называет статическим и радиальным. Оседлый земледелец находится как бы в центре простран­ства, воспринимая его как серию концентрических кругов, затухающих к периферии. Таким же «концентрическим» способом земледелец и расширяет границы своего «очеловеченного микрокосма», своего це­лостного Мира. К исключительно интересным, относящимся к сфере человеческой чувственности и основанным на фактах суждениям Ле-руа-Гурана добавим и другие факты, относящиеся к способности вы­хода за пределы живого созерцания.

Духовный мир земледельца отличается не только типом восприятия, но еще и особым типом интеллекта. Под интеллектом в данном случае понимается основанная на памяти субъективная способность находить выход из жизненных затруднительных ситуаций и формировать благо­даря этому, однажды найденному решению обновленный алгоритм поведения и самой памяти. Например, так называемый животный ин­теллект, которым обладают высшие антропоидные обезьяны, дельфи­ны и некоторые другие животные, основан на механизмах «инсайта», то есть внезапного озарения («ага-реакции»), на первый взгляд сходно­го с эффектом пробуждающегося, но тут же угасающего сознания. Ин­теллект первобытного охотника или собирателя является уже принци­пиально иным, собственно человеческим. Он основан на родовой па­мяти, предполагающей, кроме нейродинамических механизмов мозга, наличие общего языка как особой знаковой системы, сохраняющей родовую информацию. Способность добиваться очередного группо­вого эффекта предполагает здесь регулярность ритуальных процедур, пробуждающих индивидуальную память и активизирующих воспоми­нание о том пути, который обычно обеспечивал совместный успех в прошлом и потому казался (и был!) гарантией предстоящего, ожидае­мого успеха. Этот ритуализированный стереотип непрерывно обога­щался за счет перипетий реального жизненного опыта и в зависимости от остроты сопереживания всех остальных соплеменников. Централь­ную роль в организации этого типа интеллектуальной способности ин­дивидов и выполняла мифология. Передавая родовую информацию от одного поколения другому, миф сохранял память о связи природы с началом родовой жизни, актуального опыта с родовой традицией и т.д. Любой вновь рождающийся индивид изначально оказывался погружен­ным в эту духовную атмосферу, жил в ней и мыслил, как мыслили все другие индивиды, не отделяя реальное от воображаемого, а самого себя от рода.

Интеллект оседлого земледельца с самого начала существенно отли­чался от интеллекта первобытного охотника и собирателя по своему конкретному механизму. Непосредственно он основывается уже на индивидуальной памяти, предполагающей, кроме общего языка, ори­ентированного на целостный предметный мир деревенской общины, еще и особую организацию языка. Настоятельной потребностью об­щения в локальной земледельческой общине становится номинативная функция языка, организующая внутренний мир деревенской общины и внутренний мир индивида посредством отделения частей речи и их логического соединения вокруг предмета жизненных потребностей. Характерный для первобытной эпохи «инкорпорированный» строй язы­ка и мышления напрочь привязывал каждого индивида к своему ло­кальному (общинному) миру, делая его внутренне закрытым и консер­вативным. Возникающий в условиях оседлого земледелия номинатив­ный строй языка и мышления, напротив, создавал принципиальную возможность для относительной свободы индивида и его открытости по отношению к внешнему («периферийному») миру. Способность добиваться решения очередных жизненных проблем становится теперь зависимой в первую очередь от индивидуальной (и семейной) активно­сти и лишь во вторую — от взаимопомощи со стороны общины. Не­пременным условием такой взаимопомощи становится уже не ритуал, а основанное на правилах и нормах участие в совместных делах общи­ны — защита от нападений извне, борьба с природными стихиями (по­жарами и наводнениями) и организация совместных работ. Индивиду­альная активность основывается теперь на личностной способности к живому созерцанию своего одомашненного Мира, на непосредствен­ном знании его составных элементов и последовательности тех дей­ствий, которые обеспечивают его нормальное функционирование. Обогащение этой способности к живому созерцанию происходит уже в процессе обнаружения скрытых возможностей интенсивного хозяй­ствования на основе собственной догадки или обмена опытом внутри общины. Связывать все со всем (спонтанные природные процессы с заботой о домашнем хозяйстве, индивидуальную активность с обще­ственной обязанностью, обмен опытом с поиском новых возможнос­тей) приходится уже не с помощью мифа, а на основе и с помощью интуиции.