Происхождение философии. Современные концепции происхождения философии. Общеисторические предпосылки происхождения философии. Феномен интуиции, страница 17

Размышления над мудростью как таковой доводит до теоретически осмысленных пределов Сократ. Предметом его бесконечных разгово­ров с учениками и простыми гражданами являются знание, искусство, добродетель, вера, справедливость, мужество — практически все, чем живут люди свободного города-государства. И примеры свои Сократ черпает из опыта демиургов, перенося творческий смысл их повседневной работы на все остальные виды человеческой жизнедея­тельности. Но Сократ не только вопрошает, он все время добивается ясности в понимании очередного предмета обсуждения и размышле­ния. Он извлекает конечный смысл из стремления понять зна­ние как таковое, и таковым является истина. В нравственности его привлекает добро как внутренний смысл блага. В религии он учит; ценить не культ, а божественное начало в собственной д у ш е; в искусстве — прекрасное как таковое и т.д. Тот же самый путь Сократ избирает и в понимании мудрости. Его отношение к ней предельно четко выражает формула: философ — это   не   муд­рец, это — всего лишь искатель мудрости.

Итак, во всех трех регионах — в Древней Индии, Китае и Греции основным способом становления философии становится рефлексия над мудростью как таковой, а говоря проще, умение соотнести между собой самые важные для жизни людей ориентиры и на этом пути сфор­мулировать ответ на предельные вопросы человеческого бытия. Такое умение характерно и для стихийно складывающейся мудрости, но последняя всегда сплавлена с частной жизнедеятельностью людей, погружена в их повседневное бытие и отличается от со­знания всех других индивидов только более высокой культурой мышле­ния. Философия же доводит культуру мышления, свойственную муд­рости, до ее исторически обусловленного необходимого индивидам уровня, основными признаками которого становятся сознание свободы, возведение мысли в форму всеобщности и предельная рефлексивность.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общий итог поиска тех предпосылок, условий и оснований, которые имеют прямое отношение к исследуемой теме, может быть сведен к предельно краткой формуле: о т интуиции к рефлексии над мудростью —- таков путь происхождения философии как особой формы духовной культуры человечества. В отличие от прежней фор­мулы («о т Мифа к Л о г о с у») новая формула ориентирована на понимание конкретного механизма и внутренней логики историческо­го становления и обновления философии. Такая ориентация обязывает назвать изложенную концепцию происхождения философии с о ф и о -генной и хотя бы кратко обозначить тот минимум призна­ков, совокупность которых придает философии ее неповторимую форму и предметную самодоста­точность.

Первым формообразующим признаком философии является уни­версальность ее отношения к Миру. На универсальность претендуют и другие формы духовной культуры, в частности, мифология, религия и естествознание, но те средства и способы, с помощью которых они конструируют свои Миры, а именно: фантазия, вера и научные поня­тия, не в состоянии выразить или обосновать целостность Универсума в его отношении к индивиду. Эти способы были выработаны филосо­фией, на долю которой всегда доставалась роль особой силы, призван­ной интегрировать разнонаправленные тенденции в историческом раз­витии форм общественного сознания. Эту основную функцию фило­софия стремится осуществить и в настоящее время с помощью своих категорий, принципов и концептуально организованных универсалий. Вторым основным формообразующим признаком философии яв ляется ее историчность, последовательно проведенная через взаим» связанное отношение бытия и мышления.

Существо третьего формообразующего признака философии пре-красно выразил В.Зенышвский: «Философия есть там, где есть искаю» единства духовной жизни на путях ее рационализации» [18. С. 382] Реализовать этот поиск может, конечно, не каждый человек, поскодьи для этого приходится овладевать некоторым минимумом теоретически оформленного знания. Но этого недостаточно, поскольку предметно! областью философии является не знание как таковое, а сама реальна! жизнь, жизнь всего множества людей, внутренний мир которых вклю-чает не только знание, но и веру, и подсознательные влечения, и бога-тую чувственность. Духовная жизнь людей питается всеми этими исто ками, и чтобы понять ее единство, философская мысль ищет и находит точки совпадения интересов всех людей.

И, наконец, четвертым формообразующим признаком философии является учет человеческой индивидуальности, вне отношения к кото­рой немыслима ни исходная позиция философствования, ни какие бы то ни было другие его границы. Реальную жизнь людей изучает, конеч­но, и наука, но сферой компетенции любой науки является «особен ное» или, говоря иначе, отношение общего и единичного. В отличие ( любой науки, границы предметной сферы философского постижени действительности определяются отношением уникального к универ-i сальному и обратно. Применительно к реальной жизни людей в роли «универсального» выступает исторически развивающийся Мир чело­веческого бытия, а в роли «уникального», то есть «единственного »| своем роде», — принципиально неповторимая жизнь человеческой лич­ности и осознание ею смысла своей жизни.