Происхождение философии. Современные концепции происхождения философии. Общеисторические предпосылки происхождения философии. Феномен интуиции, страница 10

К VI—V векам во всех трех регионах происходят радикальные сдвиги, и наиболее значимым из них стал расцвет цивилизации. В Греции, на­пример, на месте прежнего деревенского мира появляется множество городов-государств с местными рынками, развитым ремеслом и раз­нообразной политической жизнью. Внутри каждого города появляют­ся прекрасные общественные здания, храмы, театры и стадионы. Гре­ческие колонии занимают уже чуть ли не все берега Средиземноморья, а торговые связи и денежные отношения более или менее прочно связывают их друг с другом, с местным (негреческим) населением и с метрополией. Аналогичные перемены происходят к этому времени в Китае и Индии.

В то же самое время во всех трех регионах впервые проявляются и чем дальше, тем основательнее нарастают существенные различия в темпах, формах и путях развития цивилизационных преобразований, Наиболее архаичными остаются цивилизационные сдвиги в Индии. Слово «арья» теперь уже утрачивает прежний узкоэтнический смысл, поскольку индоарийские пастушеские племена стали составной час­тью нового этноса, но следы его преимущественной значимости сохра­нились и в сословных различиях, и в культах, и в консервативности по­литической организации социума. Свобода общения и обмена деятель­ностью ограничивается еще и тем обстоятельством, что на базе ведий­ского языка и местных диалектов складывается не единый язык, а раз­ные виды индоарийских языков, в том числе эпический санскрит. Хотя в результате роста городов и оживленной торговли в Индии возникает де­нежное обращение, главным богатством индийца все же остается скот— быки, которые были тягловой силой, и коровы, дававшие важнейшие продукты питания.

Основой процветания цивилизации в Древнем Китае становится зем­леделие. К середине первого тысячелетия здесь происходят кардиналь­ные изменения, связанные с освоением плавки железа и созданием гид­ротехнических сооружений. Распространение железных орудий и ир­ригация позволили существенно расширить площади обрабатываемых земель и перейти к интенсивной системе земледелия, что и определило расцвет цивилизации в течение двухвекового периода Чжаньго. Родо­вые отношения в Китае были поэтому разрушены наиболее радикаль­но.

Что же касается Греции, то здесь на первый план выходят ремесло и торговля. Недостаток и относительная бедность земли на материковой части Греции, с одной стороны, и «великая греческая колонизация», с другой — сделали Грецию очагом наиболее продвинутого, бурно раз­вивающегося типа цивилизационных перемен. Таким образом, расцвет цивилизации в Индии, Китае и Греции достигается на основе тожде­ственных этнокультурных процессов (и потому примерно совпадает во времени), но при существенно различающихся экономических услови­ях.

Другой, не менее существенный по масштабам и последствиям сдвиг происходит в социальной сфере: межплеменные и межобщинные от­ношения повсеместно вытесняются политическим противоборством сословий внутри государств. Возникновение городов и образование в долине Ганга государств Древней Магадхи сопровождается разделени­ем всего населения на три сословия (варны) — брахманов («знающих священные тексты»), кшатриев (военную знать) и вайшьев (свободных общинников — главным образом земледельцев и скотоводов). Несколь­ко позднее складывается и четвертая варна — шудр, в которую включа­лось все неравноправное население, в том числе разорившиеся сопле­менники и.. .ремесленники.

В Китае трансформация социальной структуры развернулась в дру­гом направлении. Основное противоборство происходит здесь между правителями, не желающими мириться с номинальным смыслом центральной власти, и наследственной аристократией, отстаивающей cbof потомственные привилегии. В ходе этого противоборства число сопер ничающих царств в Китае постепенно сокращается, а сильнейшие и них медленно эволюционируют в сторону военно-бюрократическш деспотий. Кроме двух указанных соперничающих сил, китайское обще ство включало еще и свободных земледельцев-общинников, среди ко торых все более возрастало имущественное неравенство и долгов» рабство. Ремесленники и торговцы в Китае какой-то самостоятельно! политической силой не были и, как правило, поддерживали правител* в их борьбе с наследственной знатью.

Сопоставление структурных социальных изменений по одному тому же параметру — месту и роли сословия ремесленников — приво дит к выводу, что наиболее архаичными эти изменения были в Индии, г наиболее продвинутыми — в Греции. В социальной структуре гречес-кого полиса сословие демиургов (ремесленников), хотя и считалось низ­шим (по отношению к родовой знати и земледельцам), было одним и наиболее активных. К многочисленному сословию демиургов в Гре­ции относились не только мелкие ремесленники, но и матросы, строи­тели, торговцы, врачи, художники, поденщики и т.д.

Еще более неравномерной во всех трех регионах была социальная значимость торговли и социокультурная роль людей, деятельность ко­торых постоянно соприкасалась со сферой эквивалентного об­мена. В Греции торговля, и в особенности морская торговля, содер­жала в себе значительные потенции как для сближения и внутренней консолидации демоса внутри каждого отдельного полиса, так и для скла­дывающегося самосознания нового общегреческого этноса. Из метро­полии на колониальную периферию к этому времени (VI—V вв.) шел мощный поток изделий ремесленного производства, а также продуктов специализированного сельского хозяйства — вино и масло. Столь же мощным был и обратный поток из колоний в метрополию — поток сырья, массовых продуктов питания, особенно товарного хлеба, и ра­бов. Оживленная торговля была характерна для рассматриваемой эпо­хи и в Китае, и в Индии. На пересечениях сухопутных и речных торговьн путей возникали многолюдные города, которые становились центрам» бурной политической, хозяйственной и духовной жизни, но сравниться с аналогичными процессами в Греции ни по масштабам, ни по интен­сивности они, конечно, не могли.