Танцтерапия и ее педагогический потенциал, страница 9

Наибольшую эффективность показывает групповая танцевальная терапия. Эта методика позволяет членам группы лучше осознавать собственное тело и возможности его использования. Такое осознание приводит к улучшению физического и эмоционального состояния участников.

Если говорить о подростках, то такие занятия вырабатывают у них более позитивный образ собственного тела, что помогает повысить самооценку. Овладение новыми движениями и позами дает возможность овладеть новыми чувствами.

Танцевальная терапия также помогает развивать социальные навыки людей. Танцевальные движения служат средством связи с окружающими, дают человеку возможность самовыражения.

2.1. Аутентичное движения. Работа с центром. Позы. Импульсы

Аутентичный – это подлинный, не фальшивый, соответствующий самому себе.

Аутентичности нельзя научиться. Ей можно дать пространство и возможность проявиться во внешнем мире. Аутентичность может воплощаться в движениях, танцах, голосе, одежде и даже в линиях и цвете жестового рисования. Невозможно будет повторить точно такие же линии. Потому что каждый момент времени человек становится другим.

Аутентичность берет свое начало внутри. В тот момент, когда человек закрывает глаза, он может увидеть или заметить движение, чувства, образ, как меняется дыхание. Этот импульс рождается внутри человека, в глубине.

Александр Гиршон в своей книге «Истории, рассказанные телом. Практика аутентичного движения» выделяет следующее определение аутентичного движения: «Аутентичное движение – это процесс нахождения контакта с самим собой через тело, движение и танец» [4, с 5.].

В этом процессе проявляется все то, что есть в человеке и что он не замечает. Этот процесс ведет к подлинности, делает нас такими, какие мы есть, со всеми нашими радостями, болью, обидами, трепетом, и т.д.

Из энциклопедии Брокгауза и Эфрона «аутентичный, от греческого authentikos – подлинный, исходящий из первоисточника». Из словаря Уэбстера, означает «…не фальшивый, не имитация» и «…соответствующий личности, духу и характеру».

Александр Гиршон пишет, что «Критик Джон Мартин использовал слова «аутентичное движение» в 1933 году, описывая экспрессионистские танцы Мэри Виман: «Это внешнее проявление идет не из интеллектуального замысла, а из чувства, проходящего через отзывчивое тело. В результате… мы видим полностью аутентичное движение, которое тесно связано с эмоциональным опытом и подобно инстинктному отклику на чувство страха» [4, с. 6].

Мэри Старк Уайтхауз писала: «Когда движение просто и неоспоримо, не может быть другим, и не имеет значения, насколько оно ограниченно или частично, именно тогда проявляется то, что я называю аутентичным; оно узнается как уникальное принадлежащее именно этой личности. Аутентичность является единственным термином, который, как я думаю, можно отнести к истине – истине, которой невозможно научиться…» [10, с. 13].

Александр Гиршон выделяет в своих работах три взаимосвязанных значения слова «аутентичный»:

«1. Аутентичность как качество проявлений личности;

2.  Аутентичность как особое качество движения;

3.  Аутентичное движение как метод и техника» [4, c. 6].

Ирина Бирюкова в статье «Аутентичное движение и мудрость тела» пишет, что «Аутентичное движение – метод активного воображения – в движении… где главным являются парные взаимоотношения: между свидетелем и двигающимся. Последний начинает движение из точки покоя, он ждет, когда его внутренние импульсы обретут форму и выразятся в позе и в движении» [3, с. 18].

Когда человек получив от свидетеля импульс начинает самопроизвольно двигаться позволяя телесному опыту выразиться, и следовать ему. Он разрешает движению случиться без вмешательства контроля и рассудка. «Таким образом, бессознательное обретает форму и становится видимым сознанию» [3, с. 18]. Тело становится проводником к человеческой психике, в его бессознательное «Поскольку человек следует за актуальными сенсорными импульсами, на свет всегда выносится самое важное, актуальное» [3, с. 19].