Танцтерапия и ее педагогический потенциал, страница 5

Идеи танцевально-двигательной терапии стали появляться в России с начала 1990-х г. Многие из психологов, получив начальную информацию о танцевально-двигательной терапии, начали свою практику с экспериментов и исследований, постепенно осваивая информацию о развитии танцтерапии на Западе и разрабатывая собственные подходы.

В настоящее время в России существуют две образовательные программы по Танцевально-двигательной терапии: трехлетняя программа специализации при Институте Практической Психологии и Психоанализа Ирине Бирюковой (Москва) и авторская обучающая программа А.Гиршона по интегративной танцевально-двигательной терапии (Москва, Киев, Минск).

Свою обучающую программу проводила и Наталия Веремеенко (Екатеринбург, Казахстан). Также в России разработано несколько авторских методов психокоррекции с использованием танцевально-двигательных техник (танцевально-экспрессивный тренинг Татьяны Алексеевной Шкурко из Южного Федерального Университета, когнитивная пластика Владимира Николаевича Никитина из Института психологии и педагогики и др.).

Защищено несколько кандидатских диссертаций по Танцевально-двигательной терапии и проведены некоторые значительные исследования. В диссертационном исследовании, Наталии Веремеенко, было показано, что применение интегративных танцевально-двигательных методов приводит к принятию себя, к устойчивым во времени изменениям в образе «Я», к коррекции самооценки (в аспекте повышения) и межличностных отношений.

Владимиром Николаевичем Никитиным в диссертационном исследовании разработана и апробирована пластико-драматическая модель коррекции и развития подструктур сознания посредством актуализации невербального креативного действия и показано, что методические приемы пластико-когнитивного подхода позволяют развивать когнитивные, креативные и коммуникативные способности.

В исследовании психолога Марины Бебик выдвигается гипотеза о том, что танцевально-двигательная терапия является эффективным методом работы для людей с проблемой самопринятия. В ходе эксперимента сравнивались три группы взрослых людей, с которыми были проведены занятия по танцевально-двигательной терапии разными психотерапевтами, и одна группа социально-психологического тренинга общения. Статистическая обработка данных психологической диагностики показала, что по окончании групп танцевально-двигательной терапии у ее участников уровень самопринятия, самоуверенности и самооценности выше, чем в группе социально-психологического тренинга.

Аспирант МГППУ Сайфутдинова своей целью поставила разработку «программы по танце-двигательной терапии с детьми, имеющими аффективно-личностные трудности». В результате автор показала, что созданная ею программа, рассчитанная на один год, имеет положительное воздействие на детей с эмоционально-личностными проблемами (страхи и агрессия), но ее эффект в некоторых случаях ограничивается эндогенной природой заболеваний детей.

В. А. Лабунская и Т. А. Шкурко создали программу танцевально-экспрессивного тренинга, направленного на развитие внешнего (экспрессивного) «Я». Результаты применения тренинга подтверждают его адекватность целям развития экспрессивного «Я», которое достигается благодаря осознанию паттернов танцевально-экспрессивного репертуара, связанного с определенными отношениями и взаимоотношениями в группе, за счет раскрытия потенциалов своего экспрессивного репертуара, а также повышения спонтанности выражения и самовыражения.

Известный в России метод музыкального движения способствуют самовыражению, самораскрытию и самопознанию личности. С.Д.Руднева и А.В.Пасынкова пишут о том, что метод музыкального движения является «одним из путей общего эстетического развития», он оказывает большое воздействие на формирование эстетического мировоззрения и творческую активность людей в различных областях их практической деятельности.