Танцтерапия и ее педагогический потенциал, страница 11

Козлов, Гиршон и Веремеенко в своей книге «Интегративная танцевально-двигательная терапия» приводят специальные процедуры, которые помогают человеку легче раскрыться в аутентичном танце. Опишу некоторые из них.

Работа с центром

В теле человека существует идея телесных центров «Голова как ментальный центр, грудь как сердечный, эмоциональный центр, низ живота при этом часто считают сексуальным или витальным центром… рядом с этой областью находится пупок – это место, из которого появилось наше тело…» [5, с. 182].

С физической точки зрения пупок является центром тяжести тела. Эту часть называют «центром». Существует специальное упражнение, которое развивает чувствительность в области «центра», им пользуются как танцтерапевты, так и хореографы работающие в жанре модерн и контемпорари.

Целью данного упражнения является развитие чувствительности таза в танцтерапии и умения правильно распределять центр тяжести в современном танце: модерн и контемпорари. Продолжительность его выполнения – 10 минут в одну сторону. Музыкальное сопровождение: в начале оживленная, среднего темпа музыка, затем – энергичная. Исполняется данное упражнение в парах.

Методика:

«Участники делятся на пары. Один из партнеров кладет ладонь на область крестца или пупка другому. Если ведущий партнер хочет, чтобы пассивный партнер шел назад, он перекладывает руку в область крестца, если вперед – в область пупка. Главное нужно помнить, что ладонь должна, как бы «прилипать». Второй партнер начинает ходить, а первый просто следует за ним не отрывая ладони. Это прикосновение привлекает внимание в области центра. Через 1-2 минуты второй партнер добавляет разнообразие в движения все время стараясь поддерживать непрерывность контакта. Через несколько минут первый партнер начинает вести второго, а второй поддается, позволяя себя вести за центр. Первый партнер старается предлагать второму те движения, которые тот не использовал. На следующем этапе первый партнер отпускает второго, тот уже движется самостоятельно, используя весь репертуар движений.

Затем партнеры меняются ролями, и процесс повторяется в другую сторону» [5, с. 183].

Работа с позами

Работа с позами относится к базовым психотехникам. Если разложить танец, то получится, что он состоит из различных поз. Каждая поза в импровизированном танце несет в себе определенное состояние, истории тела. То как происходит развитие поз, можно вывести на поверхность и отреагировать на многие бессознательные темы. Исследования перехода от статики к движению помогает «культивировать внимание к телесному опыту, сигналам тела, создавая основу аутентичного движения» [5, с. 189].

Существуют базовые упражнения на выявление и осознание поз как источника чувств, образов и ассоциаций. Такие как «скульптуры», «стоп-движение», «групповая скульптура». Эти упражнения помогают найти в теле определенные точки, ракурсы, избавиться от ощущения скованности, напряжения и мышечных зажимов, а так же от тревоги по поводу близости физического контакта и доверия.

Очень хорошим упражнением для развития адекватной чувствительности к внешним импульсам, избавления от напряжения, тревоги от близости и отвлечением от стресса являются «Импульсы». Музыкальное оформление: с четким прослушивающим ритмом, среднего темпа. Продолжительность упражнения 20-40 минут, исполняется в паре.

«Танцоры делятся на пары. Один танцор в каждой паре активен; другой принимает импульсы. После каждого этапа участники должны поменяться ролями и повторить упражнение. Продолжительность каждого этапа — 2–5 минут.

1. Активный танцор — скульптор: придает различным частям тела своего партнера новые положения. Пассивный танцор должен позволить делать это, не сопротивляясь и не добавляя своих движений.

2. Активный танцор дает импульсы движения своему партнеру. Например, качнуть руку своего партнера, толкнуть его бедро собственным бедром, или толкнуть плечо партнера рукой. Партнер должен двигаться, следуя только этому импульсу, не сопротивляясь и не добавляя собственного движения. После каждого движения активный танцор должен позволить своему партнеру остановиться перед следующим импульсом.