Танцтерапия и ее педагогический потенциал, страница 8

2.  Спазмированная мышца является мышцей сокращенной, на ее поддержание в напряженном состоянии требуется определенные энергозатраты. То есть расходуется собственная энергия организма, а возникшее напряжение приводит еще и вред организму» [8, с. 25].

Именно поэтому очень важно, во-первых, научиться чувствовать свое тело и его реакции на разные события, во-вторых, научиться замечать и отмечать какими паттернами движения мы пользуемся в повседневной жизни (осанка, привычные позы при сидении, фоновые напряжения тела при работе или приеме пищи), в-третьих, иметь набор техник для снятия существующих и накапливающихся ежедневно напряжений в теле. Вильгельм Райх отмечает, что для поддержания хорошего физического и психического здоровья нам нужно будет вооружиться следующими принципами:

«1. Выявление напряжений;

2. Снятие напряжений;

3.  Отслеживание привычных паттернов и изменения их на более здоровые» [8, с. 27].

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТА В ТАНЦТЕРАПИИ. ЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Педагогический потенциал – это педагогические возможности человека, отражающие наличный запас знаний, навыков, умений и личностные качества в основных сферах жизнедеятельности. При использовании педагогического потенциала в танцтерапии, следует учитывать не только прямое использование социального воспитания и социального развития личности, но и обращаться к широким возможностям способности обучаемого или воспитанника, как отдельной личности, представляющей социум на своем уровне, т.е педагогический потенциал самой личности.

Нашему телу доступен невероятный спектр движений – самых разнообразных по форме и степени задействования мышц, и частей тела. Значительную часть времени в детстве нас учат, как правильно двигаться или не двигаться в определенных обстоятельствах. Например, сидеть за партой, держать руки определенным образом, ходить прямо и т.д. Если это еще и девочка, то к этому добавится еще и культурный поло-ролевой контекст – сдвинь ноги, иди ровно, девочка должна быть красивой и сидеть правильно, и т.д. Но нас очень мало учат тому, чтобы слушать, чего хочется телу, и что этому обязательно надо уделять внимание.

Занятия спортом – это прекрасно и тоже помогает почувствовать свое тело, но важно понимать, что последовательное выполнение комплекса упражнений – не равно «двигаться так, как телу хочется». Конечно, все это может оказаться бесценным в плане достижения результатов, но опять-таки, не помогает строить контакт с телом и позволить ему быть самим собой.

А есть ли у человека в течении дня время, в которое он может, никого не стесняясь, поделать все, что захочется – потянуться, танцевать, нелепо потрясти руками и ногами, попрыгать на одной ноге? Человек же может ответить, что он не хочет этого делать, но точно ли не хочет этого его тело? Не перестало ли оно этого просить в ответ на многочисленные социальные требования и родительские запреты? Оно точно двигается хотя бы иногда так не идеально и «странно», как ему хочется? Может ли обычный человек себе позволить двигаться некрасиво, нелепо и «бесцельно»? Эти вопросы и поднимаются в данной главе. На их решение направлена танцевальная терапия и ее практика.

Танцевальная терапия – метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим человеку пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Совсем не обязательно иметь опыт движения и танца. Значимость танцевальной терапии в том, что она направлена на чувство тела и движения в нем.

Танец как искусство выражает чувства человека с помощью движения, специальными жестами, фигурами, самим рисунком. При этом, как и в любом другом виде искусства, человек может пережить некий катарсис, ведущий к решению его проблемы.

Нет каких-то установленных правил движения, стандартных форм, все рождается спонтанно, сочиняется на ходу.