Танцтерапия и ее педагогический потенциал, страница 12

3. Как и раньше, активный танцор дает импульсы движения своему партнеру. На этот раз он дает импульсы разной интенсивности: то сильные, то слабые, причем в случайной последовательности. Принимающий отвечает на импульс, точно следуя его интенсивности. Снова активный танцор позволяет своему партнеру останавливаться перед тем, как даст следующий импульс.

4. Активный танцор дает импульсы движения своему партнеру, который теперь преувеличивает свой ответ, создавая более растянутую фразу движения, или делая большое движение в ответ на маленький импульс. Во время этого упражнения активный танцор должен не только инициировать движение партнера, но также превратить собственные действия в танец. Он может также иногда останавливаться, придавая своему телу позу, соотносящуюся с позами партнера» [5, с. 194].

Это не все упражнения, которые помогают человеку расслабиться и раскрыться перед аутентичным танцем. Преимущество данных упражнений безгранично, так как они не только разогревают мышцы и помогают сбросить лишний вес, но и приучают человека к доверию себе и другим, развивают пластичность мышц посредством высвобождения тела от мышечных зажимов и помогают справиться с эмоциональным стрессом.

Фиксация терапевтом или на видеозаписи процесса Аутентичного движения каждого человека, поможет проявить истинные движения и эмоции в хореографических постановках и спектаклей. А так же, с помощью поиска решения проблемы человека и смена его эмоционального состояния в Аутентичном движении, поможет хореографу найти необычные приемы развязки в сценическом танце. 

2.2.  Процесс активного воображения. Открытие бессознательному. Трансовый         танец

Аутентичное движение используется как форма психотерапии. Как говорилось ранее, танцтерапевтический процесс по Джанет Адлер подразделяется на 5 стадий:

1.  Поиск аутентичного движения;

2.  Выражение аутентичного движения;

3.  Узнавание повторяющихся паттернов;

4.  Исследование тем: фокусирование;

5.  Опыт разрешения;

Во время этих стадий человек переживает различные чувства, такие как гнев или страх. Нахождения повторяющихся паттернов и изменения их по Арлин Старк приводит к изменению этих чувств. Негативные эмоции уходят либо трансформируются, что приводит к решению некоторых психологических проблем исследуемой мной группы.

Танцевальный терапевт Кэролайн Грант Фэй описывает подобный подход так: «Мы начинаем работу с жизненных ситуаций ощущений тела и снов. Иногда я могу предложить какое-то простое движение для начала, например, покачивания, и далее мы идем за тем, что разворачивается из этого движения. В процессе свободного движения могут вновь и вновь появляться определенные паттерны движений. Они являются важными сигналами и должны быть исследованы» [4, с. 23].

Джоан Чодороу развивает подход к Аутентичному движению как к форме «активного воображения», но и говорит о том, что это опасно выходом в бессознательное.

Карл Юнг в «Аналитической психологии. Тавистокские лекции» пишет, что «Третьим источником осознанных содержаний является темная сфера разума – бессознательное» [11, с. 10]. Он так же утверждает, что в бессознательном хранятся воспоминания о прошлом, будто это коллективное бессознательное или личное, оно является совокупностью психических процессов и явлений не входящих в сферу сознания субъекта, в отношении которых отсутствует сознание.

Джоан Чодороу утверждает, что процесс активного воображения применяют только люди с «…достаточно сильным Эго, способным принять встречу сознания и бессознательного как равных партнеров» [4, с. 24].

М.Л. фон Франц выделила четыре этапа процесса «активного воображения»:

1. Открытие бессознательному. Этот шаг похож на подходы в медитации. «Он включает в себя ослабление рационального, критического компонента сознания, чтобы создать плодородную почву для проявления бессознательного содержания» [4, с. 24].