Танцтерапия и ее педагогический потенциал, страница 6

В России танцевально-двигательная терапия пока еще очень новая специализация, которой предстоит обрести свою идентичность. В 1996 г. была создана Ассоциация Танцевально-Двигательной Терапии (АТДТ). В 2005г. в пространстве СНГ создана Международная Ассоциация Интегративной Танцевально-Двигательной Терапии.

1.2 Влияние психики на тело и здоровье

Как оговаривалось ранее, тело является продолжением нашей психики. Обычно проблемы, связанные с психическим здоровьем, начинаются с физического или эмоционального стресса. Мысли и действия всегда запечатлеваются в нашем теле. «Постепенно накапливается усталость и стрессы, из-за чего происходит блокировка энергии, возникают телесные зажимы, что неизбежно приводит к болезни» [8, с. 5].

В журнале «Пробуждение» статье «Влияние психических факторов на возникновение различных соматических заболеваний», психолог Светлана Аркадова описала семь основных источников эмоционально обусловленных заболеваний:

«1. Внутренний конфликт. Конфликт частей личности, сознательного и бессознательного в человеке. Единоборство между которыми приводит к разрушению одной из них. Например, при злоупотреблении алкоголем можно выделить две различные части личности, которые формируют разные модели поведения. Часть первая – «я пить не хочу, мне стыдно, мне плохо, я собою недоволен». Эта часть обвиняющая. Вторая часть, в конце концов, не выдерживает, и говорит первой: «Замолчи, ты мне надоела!» И единственный доступный способ заставить замолчать первую часть употребление алкоголя. Обе эти части, как на чаше весов, доминируют попеременно. Задача психотерапии – прийти к примирению обеих частей. Подавляя то одну часть, то другую – заболевание не устранить;

2.  Мотивация (или условная выгода). Это серьезная причина, потому что симптом несет условную выгоду для пациента. Например, избавление от мигрени может «открыть глаза» на многие проблемы, которые мешает видеть головную боль и тогда пациент встает перед необходимостью их решения;

3.  Эффект внушения (эффект внушения другим лицом). Например, если ребенку в детстве часто повторять: «дурочка, дурак, жадина и т.п.», то очень часто дети начинают демонстрировать поведение, соответствующее внушаемому;

4.   «Элементы органической речи». Болезнь – может быть физическим воплощением фразы. Например, слова «у меня сердце за него болит», «я от этого с ума схожу» могут превратиться в реальные симптомы;

5.  Идентификация. Попытка быть похожим на кого-то (например, на какой-то идеал, кумира), и человек пытается быть похожим на него. Но постоянно имитируя другого, человек как бы отстраняется от собственного тела. Живя все время в другой «ауре», он, в конце концов начинает от этого страдать;

6.  Самонаказание. Если человек совершает его с точки зрения неблаговидный поступок, он иногда бессознательно подвергает себя наказанию. Например, ребенку внушали, что нужно уважать своих родителей и делать только так, как они считают нужным. Ребенок решает однажды поступить так как хочет сам: он совершает неблаговидный поступок с точки зрения его воспитателей. И тогда у ребенка появляется чувство вины, а вина ищет наказания. Самонаказание – частая причина многих травм и соматических нарушений;

7.  Болезненный, травматический опыт прошлого. Как правило, это психические травмы раннего периода детства» [1, с. 30].

Современная психология воспринимает тело, душу и дух как единое целое. Воздействуя на тело методами танцтерапии можно добиться восстановления душевного равновесия и удовлетворенности, вернуть человека к гармонии с окружающим миром.

Телесные практики берут свое начало в глубокой древности – направленные на достижение и поддержание здоровья, они существовали в таких направлениях, как боевые искусства, целительство, шаманизм, танец, сексуальные отношения, религиозные и бытовые ритуалы.