Танцтерапия и ее педагогический потенциал, страница 2

Рождение танцевальной терапии связана с именами: Мари Уайтхауз, Лилиан Эспенак, Мэриан Чейз и Труди Шуп. Четыре профессиональных хореографа работающие в жанре модерн, начали разрабатывать данное направление в терапии в США во время Второй мировой войны. Утверждение К.Г Юнга о терапевтической ценности творческого выражения легло в основу разных видов современной арт-терапии, в том числе и танцевальной.

Танец и движение выступают как процесс способствующий взаимодействию эмоций и физики конкретного человека. Мэрион Чейз в своей практике заметила, что некоторые из ее студентов интересовались больше выражением чувств в танце нежели техникой. Тогда она стала больше обращаться к свободе движения, открыв психологические преимущества, которые предлагал танец. Ее работа с детьми и подростками произвела впечатление на психологов и психиатров, и к ней даже стали посылать пациентов.

Чейз работала с регрессивными не разговаривающими больными. Пациенты, что считались безнадежными смогли на терапевтических сеансах включиться в групповое взаимодействие и научились выражать свои чувства. Это послужило дальнейшим развитием танцевально-двигательной терапии.

Козлов, Гиршон и Веремеенко в своей книге «Интегративная танцевально-двигательная терапия» выделяют три группы подхода в танцтерапии:

« 1. Клиническая танцевальная терапия – используется в клиниках наряду с медикаментозным лечением и может длиться несколько лет. Она особенно эффективна для пациентов, имеющих нарушения речи и проблемы в межличностных коммуникациях. Существует с 1940-х г.

2.  Танцтерапия для людей с психологическими проблемами

(танцевальная психотерапия) – ориентирована на решение конкретных запросов клиентов. Работа может проходить как в групповой, так и в индивидуальной формах, и требует довольно много времени для достижения устойчивого результата. Чаще всего в этом подходе используется психоанализ или подход аналитической психологии К.Г. Юнга.

3.  Танцевально-двигательная терапия в целях личностного развития –

это занятия для людей, которые страдают от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни. В данном случае, танец становится способом узнавания себя и своих особых индивидуальных качеств. Он помогает осознать скрытые истории тела, расширить представления о самом себе и найти новые способы самовыражения и взаимодействия с другими людьми» [5, с. 7].

На данный момент танцевально-двигательная терапия выделена в самостоятельное направление в психотерапии.

Трудностью данного вида арт-терапии, я считаю, заключается в неспособности некоторых людей доверять другим и себе. Это, как правило, рациональные люди, которые в основном лишены контакта. Им сложно довериться собственному телу, отпустить себя, спонтанно реагировать на внутренние и внешние сигналы окружающего пространства. Людям, которым сложно решиться на телесный контакт в танце, где в основе лежит свободное движение, творчество и чувства тела.

Объектом исследования в моей работе является группа людей:

·   Чьи запросы связаны с телесностью: проблемы связанные с образом тела, с общим ощущением скованности, напряжения и мышечными зажимами в разных частях тела, или тревогой по поводу близости, физического контакта и доверия;

·   Которые не довольны собственным телом (весом, размерами, формой) или своим телесным поведением (переедания, «зажатость», повышенная склонность к травмам);

·  Переживающими стрессовые или кризисные периоды;

У многих людей телесная или тем более танцевально-двигательная работа вызывает страх и непринятие, так как этот канал коммуникации серьезно заблокирован. Для того чтобы прикосновение имело терапевтическое воздействие важно соблюдать одно требование – однозначность (прикосновение должно быть однозначным) и трактовалось человеку, как внятное, открытое и понятное.