Танцтерапия и ее педагогический потенциал, страница 14

Поток бессознательного должен получить сознательный образ. После его сохранения часто кажется, что процесс завершен, но тем не менее все рожденное в движении должно быть тщательно проработано, тут переход к третьему шагу

3.  Реакция Эго. «Эго должно полностью отреагировать, чтобы прийти к соглашению с бессознательным материалом» [4, с. 27]. Сущностная задача: прийти к глубинному согласию с образом. Внутренние фигуры также важны, как и внешние «Протанцовывая образ, пришедший из бессознательного, мы можем быть полностью вовлечены в этот процесс и более способны воспринять и поблагодарить этот аспект своего существа» [4, с. 27].

Во время движения или после могут быть исследованы ответы на многие вопросы человека, такие как: как это влияет на меня? Могу ли я владеть и принимать такого невообразимое разнообразие чувств? Как все эти переживания связаны друг с другом?

После осознания своих движений и проявляется их смысл открывающееся нам. «…Юнг описывает Эго как комплекс данных, который изначально конституируется общим осознание тела» [4, с. 28].

4.  Проживание. Юнг в своей автобиографии подчеркивает, что важно реализовывать в реальной жизни то, чему мы научились у бессознательного. Танцевальная терапия является хорошим началом в работе на данном этапе «активного воображения», так как через тело человек может реально воплощать любое новое внутреннее достижение, «…выражать те качества и паттерны движения, которые отражают и поддерживают недавние внутренние изменения» [4, с. 29].

В этих всех случаях, движение является помощником в исцелении, восстановлении здоровой и полноценной жизни.

2.3. Работа со взаимоотношениями. Методы развития межличностной эмпатии

Важным компонентом для поддержания психологического здоровья – является общение. Умение общаться и налаживать отношения между людьми – основа успешных дел. Но в наше времени у многих людей этот канал коммуникации заблокирован по какой-либо причине. Комплексы, зажатость, неуверенность и даже стресс могут привести к тому, что человек «закрывается» и получает большую «дозу» мышечных зажимов. Как говорилось ранее, на поддержание мышечных зажимов тратится энергия, что приводит к многочисленным проблемам со здоровьем. Понятно, что от них нужно избавляться имея в арсенале комплекс упражнений для расслабления мышц, но лучше всего не подвергать себя подобному риску изначально, а бороться со своими комплексами и страхами.

Танцевально-двигательная терапия имеет целый комплекс упражнений направленных на устранение мышечных зажимов, доверию другим людям и установление эмпатических отношений. В книге «Интегративная танцевально-двигательная терапия» описаны специальные методики работы со взаимоотношениями в парах и группах. Для многих людей станет плюсом то, что в них не нужно использовать вербальные средства коммуникации.

Опишу некоторые из них.

1.  Зеркало. Целью является расширение репертуара движений, развитие внимательности к телесным сигналам, установление эмпатических отношений. Продолжительность: 5-10 минут, музыка нейтральная, среднего темпа, исполнение в парах.

Процедура:

«Танцоры делятся на пары, встают друг напротив друга. Один из них — ведущий, другой — ведомый. Когда ведущий движется, ведомый отражает каждое движение настолько точно, насколько это возможно. Цель — достигнуть такой согласованности движения, чтобы свидетель не мог различить, кто ведет, а кто следует. Ведущий должен сосредоточить свое внимание на том, чтобы двигаться четко, чтобы ведомый сохранял с ним связь, а задача ведомого — чувствовать связь его движений с движениями ведущего. Через несколько минут танцоры меняются ролями и повторяют упражнение.

Вариация

Лидерство перемежается между двумя танцорами. Смена может происходить в быстрой последовательности, так, что даже сами танцоры не смогут определить, когда эта смена происходит. Один из танцоров также может оставаться на время лидером. Ни один из танцоров не должен специально выбирать, сохранять ему лидерство или избегать этого.