Танцтерапия и ее педагогический потенциал, страница 10

Ирина Бирюкова «на собственных примерах ставит 4 стадии в этом процессе:

1.  Внутренний фокус внимания к ощущениям;

2.  Выбор наиболее яркого переживания и ожидание импульса;

3.  Следование импульсу: в процесс двигательного переживания импульсы обретают форму;

4.  Явившаяся форма рассказывает свою историю» [2, с. 24].

Например, это может быть образ из сновидения. Предположим, мне приснилась черная кошка. Тогда, вначале я фокусирую внимание на образе, как бы «надеваю» на себя или впускаю внутрь и слушаю где и как этот образ отзывается в теле.

Но чтобы опыт аутентичного движения имел наибольшую силу, нужно участие свидетеля. «Сейчас в Аутентичном движении существует базовая структура – это диада: свидетель и двигающийся» [3, с. 20].

«Джанет Адлер определяет стадии терапевтического процесса для начинающих так:

·  Поиск аутентичного движения. Это период, когда клиент учится распознавать свои истинные движения;

·  Выражение аутентичного движения. Узнав его, клиент учится выражать их, узнавать новую свободу проявлений;

·  Узнавание появляющихся паттернов. На этой стадии терапевт и клиент все больше узнают повторяющиеся темы и движения.

·  Исследование тем: фокусирование. Клиент при поддержке терапевта исследуют, какие именно темы и движения повторяются в этих паттернах.

·  Опыт разрешения. Клиент идет сквозь эти темы и переживания, не отступая» [4, с. 22].

Телесные ощущения для человека первостепенны. Развитие восприятия, внимания, воображения происходят в опоре на практические действия. Чем старше человек тем меньше степеней свободы и легкости имеет его тело. На разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром, копившиеся еще с раннего детства. Чем больше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле человека, тем больнее и ограниченней он себя ощущает. Именно поэтому педагоги для детей и взрослых могут использовать не только методы воздействия на его сознание и мышления, в качестве развития, но и упражнения, отвлекающие контроль сознания над телом, например: телесные и танцевальные методы. К ним относятся упражнения снимающие мышечные зажимы, приводящие в расслабление и в тонус все тело, развивающие пластику и гибкость. Те что дают человеку ощущение свободы, для детей способствующие игровой инициативе, а так же для всех стимулирующее эмоциональное самовыражение в движении.

Танцтерапия – это эффективное средство эмоционального развития детей и некоторых взрослых, соответствующее культурным нормам поведения. Детям помогает сделать эмоцию видимой – движения под музыку, а для взрослых – переживание в заданном образе, что помогает сделать бессознательное видимым.

С помощью заданных или придуманных самим танцором образов создающих аутентичный танец, я, как педагог, могу в своем предмете:

·  Разогревать перед работой участников, включать их в работу;

·  Дать возможность сбросить накопившуюся усталость или решить психологическую проблему;

·  Укрепить мышечный корсет, привести в порядок тело, сбросить лишний вес;

·  Развить координацию в пространстве;

·  Научить человека контролировать свое тело, движение;

·  Научить «закрытых» людей общаться с помощью движения с другим человеком. Привить способности работы в паре, группе;

·  Создать для человека ситуацию эмоционального комфорта с помощью заданного образа.

Наиболее положительным терапевтическим эффектом обладают произвольные свободные движения под музыку, с помощью которых можно снять эмоциональное и мышечное напряжение, развить координацию в движениях, научить ориентироваться в пространстве и просто удовлетворить потребность человека в свободе самовыражения. Если же у человека присутствуют проблемы, которые мешают ему раскрываться в этом импровизированном танце, то следует для начала использовать упражнения связанные с высвобождением накопившейся отрицательной энергии.