Танцтерапия и ее педагогический потенциал, страница 13

В этом шаге «активного воображения» важно использовать техники релаксации, особое внимание уделяется дыханию, развитию чувственного осознавания, осознание частей тела и их отношений друг с другом.

Здесь можно для начала использовать трансовые танцы. Я считаю, что трансовые танцы можно связать с образами и воображением. Козлов, Гиршон и Веремеенко выделяют «два основных способа вхождения в транс через танец:

1.  Транс за пределами измождения;

2.  Транс на фоне монотонных движений» [5, с. 235].

Опыт первого типа знают все люди, которые занимаются частыми физическими нагрузками: спортсмены, танцоры и т.д. Лично мне очень даже известен данный вид способа. Когда начинаешь активно работать в классе и кажется, что за спиной выросли крылья помогающие с легкостью исполнять хореографический текст, хотя еще несколько минут назад думала, что упаду замертво от изнеможения.

Трансовый танец проводится с закрытыми глазами в сопровождении этнической музыки. При этом осознание должно быть направлено на внутренний опыт.

Второй способ трансового танца является самым распространенным во всех культурах и имеет наиболее древние корни. «…танец, музыка и ритуальное действо были смешаны в один божественный экстатический напиток. И по своему состоянию, психофизиологическим, психологическим, социально-психологическим механизмам трансовые танцы были свободны…» [5, с. 236].

Российский психолог Владимир Васильевич Козлов утверждает, что трансовый танец ведет к исцелению, поскольку с помощью него тело приводит нас к хранящимся внутри воспоминаниям и выводит их на свет осознания. История каждого человека хранится в его теле. Когда мы закрываем глаза и позволяем отдаться движению и музыке, в теле появляются: эволюционные паттерны движения, рефлексы человеческого развития и личный опыт.

Один из способов проведения трансвого танца предложенным Владимиром Козловым в 1995 году. Психолог утверждает, что можно придумать и свой метод. Описание способа из книги «Интегративная танцевально-двигательная терапия». Целью является достижение измененного состояния сознания. Продолжительность: 2-3 часа без перерыва. Музыка: ритмичная, громкая. Также можно использовать барабаны и дыхательные звукофоны. К концу транса музыка делается тише. Исполнение: групповое.

Процедура:

«Зал должен быть просторным. Участникам рекомендуется снять с себя очки, часы и украшения. Одежда должна быть свободная. Вначале транса проводится настройка. До начала, участники распределяются в зале и становятся в общий круг.

Настройка:

«Закройте глаза и расслабьте Ваше тело. Начните дышать связно, быстро, глубоко. Дышите все как один человек. Вместе сделаем вдох и вместе сделаем выдох. Пусть весь зал дышит, вдох и выдох, вдох и выдох… А сейчас присоедините к Вашему дыханию движение Вашего тела… Позвольте Вашему телу найти свой танец… Расслабьтесь и дышите… Дышите и двигайтесь… Двигайтесь и танцуйте…»

После упражнения проводится традиционный проговор» [5, с. 236-237].

Бессознательное в данном случае проявляется через непрерывный поток телесных ощущений и ментальных образов. В тот момент, когда человек начинает придавать форму образам, он медленно переходит ко второму этапу «активного воображения».

2. Придание формы. Мэри Уайтхауз в «Дао тела» говорит, что «…движения рождаются из специфических внутренних импульсов, обладающих качеством ощущения» [10, с. 19].

Переживание приходит лишь в момент неожиданности, например, момент падения при раскачивании, это вызывает обостренное восприятие, которое является поглощенностью самим процессом движения.

Для выражения сущности переживания в абстрактной форме, движение сильно уступает лепке, письму или рисованию, так как главным недостатком движения является то, что его сложно запомнить и проецировать снова. В этой случае можно использовать видеозапись для фиксации движений в момент погружения в бессознательное, чтобы в дальнейшем использовать их в хореографических постановках. Именно сам факт документирования предполагает, что «…даже самые сильные внутренние переживания должны быть зафиксированы, в противном случае у них есть тенденция «ускользнуть»» [4, с. 26].