Танцтерапия и ее педагогический потенциал, страница 4

Поэтому все больший интерес приобретают именного социально-психологические аспекты. Осознание собственных эмоций вовлекает в работу мышечный тонус человека. Обычно люди не контролируют и не осознают собственные чувства, если присутствует сильное телесное напряжение. В процессе защиты психики от стресса, человек может потерять контроль над своими чувствами, существующих в теле, из-за экстренного подавления страха. Позволяя напряжению появиться и удерживая в теле, человек защищает себя от прямого переживания и от встречи лицом к лицу со своим конфликтом. «Например, степень напряжения в плечах и руках может быть бессознательно увеличена до того предела, когда эта часть тела становится отрезанной от чувств: она становится диссоциированной» [9, c. 5]. С таким человеком танце-терапевт может выбрать для работы движение покачивания руками, чтобы расслабить мышцы, связанные с определенным эмоциональным состоянием. Через мускулатуру, человек испытывает чувства ставшие осознанными в движении. «Эта связь, которая развивается между физическим действием и внутренним эмоциональным состоянием, является следствием мышечной памяти, связанной с чувствами» [9, c. 5].

Арлин Старк утверждает, что каждая мысль, воспоминание и фантазия вызывают в человеке некоторое мышечное напряжение и помощь заключается в открытии для себя того, как человек меняет, перенаправляет, разрушает или контролирует эти мышечные ощущения. Я считаю, что это могло бы лечь в основу хореографического текста, сочиненного танцующим вместе с терапевтом. Оно может стать наглядной историей тела и души. Эмоционального конфликта, отображения его в теле, в виде мышечного зажима и избавления с помощью танцтерапии от нее. 

Образ тела в одном из трудов Шилдера по исследованию образа тела рассматривается как нечто, находящееся в состоянии постоянного развития или изменения. Движение вызывает изменения в образе тела. Способ соединения частей тела, осознание таких телесных ощущений, как дыхание, осознавания мышечной деятельности, — это только несколько примеров того, как кинестетические ощущения могут способствовать осознанию и развитию образа тела.

От действий человека напрямую зависит то как он себя принимает. «Человек, воспринимающий себя слабым и хрупким, отличается от того, который воспринимает себя сильным. Также как, когда с ребенком обращаются, как с глупеньким, его образ тела вберет в себя его реакции на впечатления людей и на свои собственные» [9, c. 10]. Движение влияет на образ тела, Чейс утверждала, что если работать с чувством искажения образа тела в танце, то это изменит психическое восприятие себя и отношения к себе.

С помощью положения тела и жестов выражается эмоциональное состояние человека.

Клайнз рассматривала выразительное поведение как эмоциональное состояние, которое показывается. Его исследование, как эмоции переживаются и коммуницируются, помогает объяснить, как танцевально-двигательная терапия работает с чувствами и их проявлениями в действии. Если мы производим действие или жест, который соотносится с эмоцией, мы начинаем испытывать соответствующую ответную реакцию. Если это действие повторить несколько раз, то интенсивность эмоционального опыта усилится. Для того, чтобы поощрить переживание и выражение эмоций, танце-двигательный терапевт работает с движенческими паттернами, ассоциирующимися с эмоциями. Например, чтобы поработать с гневом, терапевт может предложить свернуть руки в кулак, крепко их сжать и потрясти ими перед другим человеком. Могут быть и другие инструкции: твердо стоять на месте, напрягая все тело.

Танцевально-двигательная терапия выступает в двух формах: индивидуальной и групповой.

Танце-терапевт выявляет и развивает текущие эмоциональные и психологические темы, соотнося их с личной историей каждого. Одна из главных тем групповой работы является "Как быть собой, находясь в контакте с другими людьми".

1.1 История становления отечественной танцтерапии