Строительство автомобильной дороги III категории протяженностью 21 км в Смоленской области, страница 21






4.7. РАЗРАБОТКА ОТВАЛОВ ЗОЛОШЛАКОВЫХ СМЕСЕЙ

Карту золоотвала считают пригодной к разработке не ранее чем через год после прекращения сброса пульпы, то есть когда прошел процесс консолидации. Длительность этого процесса зависит от системы и состояния дренажных устройств, количества колодцев и вида 3ШС и для разных зон отвала составляет 1 - 2 года.

При организации работ используют СНиП 2.05.02.85 и СНиП 3.06.03-85.

Основным недостатком 3ШС как материала является пыление. Для снижения пыления проводят следующие мероприятия:

§  материал увлажняют до оптимальной влажности на месте погрузки,

§  фронт работ на отвале назначают минимальным, а глубину разработки - максимальной,

§  участки производства работ и подъездные пути необходимо постоянно увлажнять,

§  накрывать кузов самосвала брезентом.

ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОЖНЫХ ОСНОВАНИЙ

Перед укладкой нижнего слоя основания требуется уплотнение земляного полотна до требуемого коэффициента уплотнения - 1,05. После укладки шлакового щебня слоем 20 см производится его дробление пятью проходами катка с кулачковыми или решетчатыми вальцами.

В процессе дробления шлак поливают водой из расчета 4 л/м2.

После этого комбинированным катком массой 16 тонн уплотняют с обязательной поливкой в четыре приема - 16 л/м2.

Следующий слой устраивают из шлакового щебня 10 - 20 мм и уплотняют тем же способом (СНиП III.40-78.

Если получившаяся поверхность основания неоднородна по крупности, то дополнительно рассыпают шлаковую мелочь толщиной 2 см.

В процессе производства контролируются толщина устраиваемого слоя, однородность по зерновому составу и плотность уплотняемого слоя.

Толщину слоя измеряют по методам электрического сопротивления. При переходе электрода через границу слоем электропроводность материала меняется. На это изменение реагирует мегаомметр и по градуированной шкале несущего стержня берется отсчет.

Повышенная размываемость откосов из 3ШС при воздействии воды диктует следующие требования к технологии строительства:

§  крепление откосов земляного полотна производить непосредственно после устройства защищающего слоя из грунта;

§  по окончании земляных работ для предотвращения пересушивания и пыления 3ШС, покрыть из сразу влажным грунтом, песком или битумной эмульсией.


          ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАШЛАКОВАННЫХ СМЕСЕЙ

Экономический эффект от применения ЗШС определяется с учетом дальности возки, качества ЗШС и вида заменяемого материала. При этом следует учитывать дополнительный эффект за счет освобождения от золоотвалов земельных участков, улучшение санитарных условий и охраны окружающей среды.

Экономический эффект от применения ЗШС в земляном полотне зависит от отпускной цены ЗШС, расстояния до отвала.

В условиях строительства автодороги Новоузенск - Куриловка целесообразно земляное полотно на участке с 0 по 6 километр отсыпать из золошлаковой смеси зоны «А» и «Б». Золоотвал ТЭС находится вблизи населенного пункта Питерка на расстоянии 1 километра от трассы.. Используя ЗШС можно отказаться от разработки грунтового карьера номер 1. Дальности возки материалов одинаковы, но при отпускной цене на ЗШС в пределах 500 700 рублей за тонну возможно снижение стоимости строительства земляного полотна.

Применение ЗШС в нижнем слое основания вместо песка уменьшает дальность возки. На основании лабораторных исследований образцов ЗШС можно сделать выводы, что ЗШС зоны «А» золоотвала отвечает требованиям, предъявляемым к материалу для нижнего слоя основания.

Исходя из этого при строительстве дороги Новоузенск - Куриловка на участке с 0 по 12 километр вместо песка применяется шлаковая смесь. Это значительно снижает дальность транспортировки материала и уменьшаем потребность в автомобилях самосвалах.

В результате исследования МАДИ характеристики ЗШС ТЭС, имеющиеся материалы должны найти применение при оценке возможности замещения песка и грунта и в качестве исходный данных для разработки дорожных конструкций со слоями и заполнителями из ЗШС.